Не знание, а изучение, не обладание, а приобретение, не существующее, а грядущее доставляет величайшее наслаждение.
Из письма К.Ф.Гаусса Яношу Бойяи.
Участники: учащиеся 6-х классов.
Действующие лица: Старик Хоттабыч, ведущий, ассистенты (на каждую команду по одному ассистенту из числа старшеклассников).
Цель игры:
- расширить знания;
- повысить интеллект учащихся;
- уметь применять свои знания в нестандартной ситуации;
- сплотить коллективы разных классов;
- уметь работать в команде;
- способствовать развитию коммуникативных способностей.
Команда: 5- 6 человек + капитан команды.
Количество команд до 10.
Ход игры
1. Старик Хоттабыч: О, мудрейшие из мудрейших, цвет математической науки, вы пришли сюда защитить честь Вашей школы! Я желаю вам успеха!
2. Ведущий: Добрый день, уважаемые представители школ, учителя, жюри и болельщики, которые пришли поддержать свою команду! Мы начинаем интеллектуальную игру среди учащихся 6 классов нашего города. Я представляю вам наше жюри. (Представляет жюри). Рядом с каждой командой находится ассистент, который является связующим звеном между командой и жюри. Итак, начинаем игру!
3. Первый конкурс, который я объявляю, это конкурс капитанов. Я прошу встать капитанов команд. Сейчас вы для проведения конкурса пройдете в “компьютерный центр”. При этом в “компьютерный центр” вы будете заходить строго по одному. Капитанам команд задают по 10 вопросов. В ответах учитывается и скорость, и верность ответа.
- Сколько хвостов у семи котов? (7)
- Сколько носов у двух псов? (2)
- Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)
- Сколько ушей у пяти малышей? (10)
- Сколько ушек у трех старушек? (6)
- Сколько ножек у шести сороконожек? (240)
- Сколько плавников у десяти петухов? (0)
- У нашего класса 32 глаза. Сколько пар глаз смотрят на нас? (16)
- Сколько усов у трех сов? (0)
- Сколько хозяев у десяти ботинок? (5)
4. Ведущий: Пока соревнуются капитаны, команды работают без них. Объявляется “Конкурс по составлению задач”. Ассистентов просим подойти и взять конверты с заданием. (Получают конверты). В конверте находятся карточки. На каждой из карточек написаны слова, знаки и числа. Вы должны из этих слов и чисел составить задачу. Составленную задачу записываете на чистом листе бумаги и передаете через своих ассистентов на проверку жюри.
Ответ:
Коза Люська имеет 2 ноги , а её хозяйка тётя Уля только 2 . Сколько всего ног у них обеих ?
5. Ведущий:
Пока жюри подводит итоги первых двух конкурсов, мы с вами немного отдохнем. Для вас прозвучат частушки про математику в исполнении группы ребят. (Музыкальная пауза. Подведение итогов).
Частушки.
Математика – наука,
Замечательная штука!
Будем, будем изучать
Математику на “5”!На уроке очень тихо
Пишет, пишет детвора.
А Сергей на парте лихо
Чертит чертиков с утра!Вова, Вовочка, дружочек!
Ведь сейчас идет урок.
Не зевай и не мечтай!
Чаще руку поднимай!Лиля правила учила,
Все, что надо зазубрила!
Зазубрила, не поймет,
Ничего не разберет!Если сели вы решать,
Надо сразу забывать
Про конфеты, эскимо,
Телевизор и кино!В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно только в школе
Математику познать!
6. Ведущий: Итак, мы переходим к следующему конкурсу, и он называется “Одним росчерком пера”. Прошу подойти ассистентов за заданием.
Задание: Не отрывая карандаша от бумаги, начертите такую же фигуру, которая изображена на рисунке. Проводить по одной и той же линии два раза нельзя! Шаги пронумеруйте.
Решение:
7. Ведущий:
Пока работает команда, задание получают “болельщики”. Вам необходимо разгадать ребусы. Выполнив правильно задание, вы можете помочь своей команде набрать дополнительные баллы. Ассистентов прошу подойти за заданиями.
Ответы: 1. знак; 2. степень; 3. показатель; 4. наклонная; 5. подобие; 6. наука.
8. Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы с вами отдохнем и посмотрим “танец маленьких человечков” в исполнении танцевального коллектива. (Затем предоставляется слово жюри).
9. Ведущий: А сейчас мы объявляем следующий конкурс “Решение инсценированной задачи”. Ребята, вы должны внимательно посмотреть задачу-сказку, которую вам покажут учащиеся, и решить её. Учитывается и верность решения, и скорость решения. Итак, слушаем.
Задача: “Бедный заяц”.
Ведущий: Забрался заяц в огород и накопал морковки. Сразу есть не стал, собак боялся. Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несет заяц морковку, а навстречу ему медведь.
Медведь: Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!
Заяц: Не трогай меня, дяденька медведь, я тебе морковки дам.
Медведь: А много ли дашь?
Заяц: Да бери, дяденька медведь, половину того, что есть.
Медведь: Половину мне мало, смотри какой я большой! Ну да ладно, добрый я сегодня, так и быть, возьму я половину!
Ведущий: Обидно зайцу, но делать нечего, отдал он медведю половину моркови. Отпустил его медведь. Бежит заяц по кусточкам, спешит к дому. Вдруг откуда ни возьмись волк!
Волк: Попался, заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем!
Заяц: Отпусти меня, волк, я тебе морковки дам.
Волк: А много ли дашь?
Заяц: Да бери половину того, что есть, а половину мне оставь.
Волк: Маловато предлагаешь! Но я, волк, интеллигентный. Так и быть, возьму половину.
Ведущий: Отпустил его волк, только заяц дух перевел, а навстречу ему лиса.
Лиса: Попался, заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем!
Заяц: Отпусти меня, тетенька лиса, я тебе морковки дам.
Лиса: А много ли дашь?
Заяц: Да бери, тетенька лиса, половину того, что есть, а половину мне оставь.
Лиса: Половины мне, конечно, мало, но придется взять, иначе тебе ничего не останется.
Ведущий: Обидно зайцу, всего одна морковка осталась. Прибежал заяц домой, залез в норку и заплакал.
Заяц: Бедный я, бедный заяц! Обидели меня звери. Всего одну морковку мне оставили.
Ведущий: Кто ответит? Сколько морковок взяли медведь, волк и лиса, если у зайца осталась всего одна морковка? Сколько морковок было у зайца первоначально?
Ответ: Всего-8 морковок, медведь- 4, волк-2, лиса-1 морковку.
10. Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем. Но непросто поиграем, а проверим, насколько вы внимательны. Для этого я попрошу встать всех участников.
Задание: Сейчас вам будут читать “сочинение”, в котором не называются числа. Числа вам будут показывать на карточке. Если на карточке вы увидите нечетное число, то называете число, в 2 раза большее, чем это нечетное число. Если же на карточке вы увидите четное число, то называете число, в 2 раза меньшее, чем четное число. Тот, кто неправильно называет одно из чисел, тот садится. Результат игры в зачет не идет. Это пауза, отдых. Итак, начинаем!
Сочинение: Наш класс отправился в поход. Вместе с учителем нас было 17 человека. Мы взяли с собой продуктов на 6 дня. Первые 25 км мы проехали на поезде очень быстро, всего за 66 минуты, а дальше пошли пешком. Было жарко, а до привала оставалось еще целых 7 км. Дорога была пустынной, лишь изредка попадались прохожие и совсем мало машин. За все время нас обогнали 8 автобуса и 2 машина с каким-то грузом. На привале выяснилось, что 1 девочки натерли ноги и не могут продолжать путь. Было решено отправить их при первой возможности вперед на попутной машине, чтобы они отдохнули и полечили ноги в поселке, до которого мы следовали. Но 6 легковые машины, которые нас обогнали, оказались полностью заняты дачниками, и девочек пришлось усадить лишь на рейсовый автобус, поэтому наш привал длился целых 4 часа. На привале мы все были заняты делом. 12 мальчиков отправились за хворостом, а 32 человек пошли собирать грибы. Грибов оказалось мало, за 1 часа с трудом набрали 19 грибов. После обеда мы продолжили свой путь.
11. Ведущий: Сейчас мы продолжаем нашу игру и команды должны выполнить следующее задание. Ассистентов прошу подойти за заданием.
Задание: Команде: Разгадать чайнворд. “Болельщикам”: Расшифровать высказывание М.В. Ломоносова. (Приложение)
Ответ: Химия - правая рука физики, математика - её глаз.
12. Ведущий: Вот и подошла к концу “Интеллектуальная игра”. Мы благодарим всех, кто принимал в ней участие. Для подведения итогов слово предоставляется жюри. (команды, занявшие первые пять мест, награждаются грамотами).