Предмет “математика” настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным.
Блез Паскаль.
Участники: учащиеся 8-х классов.
Цели игры:
- расширить знания;
- повысить интеллект учащихся;
- сплочение коллективов разных классов
- развить внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции.
Команда: 5 человек + капитан команды.
Количество команд неограниченно.
Ход игры
Ведущий: Уважаемые дамы и господа! Сегодня на нашем лайнере мы совершим кругосветное математическое путешествие вместе с фирмой “Конус”. Вы побываете на берегу реки Нил, в солнечной Калифорнии, олимпийской Греции, чудесной Испании и столице России- Москве! Команды, подавшие заявку, принимают участие во всех соревнованиях, которые пройдут в этих странах. (Представление команд). Каждой команде помогают болельщики, которые уже получили своё задание. Оценивают знания команды наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Ну а сейчас мы с вами отправляемся на берега реки Нил. Чтобы ваш полет до берегов реки Нил не был столь утомительным, предлагаем вам пристегнуть ремни, которых нет и послушать песню в исполнении ученика нашей школы. (Музыкальная пауза). Итак, внимание! Сейчас мы с вами находимся в благословенном Египте, где градусники показывают +30°С, солнце ласкает вас своими теплыми лучиками. Температура воды в реке Нил +23°С. Приглашаем вас на рыбалку на берегу реки Нил. Каждая команда отправляет одного человека на рыбалку, при этом, чтобы “сварить уху”, ему необходимо поймать 3 рыбки. Остальные члены команды “варят” уху, зарабатывая при этом очки. Жюри оценивают “вкус” ухи. Каждая команда должна удочкой выловить по 3 бумажные рыбки, которые лежат на полу, при этом пол служит мнимой рекой. Пойманные рыбки сразу передаются своей команде, так как на обратной стороне каждой рыбки написаны задания: “вычислить”, “упростить”, “сократить”. Команда решает задания и передает свои решения на проверку жюри. Рыбки изготовлены из картона, на рыбке размещается небольшая петля, с помощью которой ловится эта рыбка.
“Рисунок 1”.
Ведущий: А сейчас наш полет продолжается, во время полета жюри подводит итоги конкурса. (Слово жюри). Итак, ребята, мы с вами прибыли в солнечную Калифорнию. Калифорния встречает нас солнцем, шумом океана и грандиозным аукционом! Команды, внимание! Каждая команда отвечает на вопрос поочередно. Выигрывает та команда, которая произносит свое слово последней. Итак, аукцион начинается!
1 лот! Назовите пословицы, поговорки и загадки, в которых используются числительные.
Возможные варианты ответов:
- один за всех, все за одного.
- семь раз отмерь, один раз отрежь.
- не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- один ум хорошо, а два лучше.
- у семи нянек дитя без глазу.
- за один раз дерева не срубить.
- два часа собирался, два часа умывался, один час утирался, сутки одевался.
- семеро одного не ждет.
- в осеннее ненастье семь погод на дворе.
- одна пчела немного меду наносит.
- один в поле не воин.
- кто скоро помог, тот дважды помог и т.д.
Первый лот закончился!
2 лот! Какие геометрические фигуры вы знаете?
Возможные варианты ответов:
- треугольник.
- квадрат.
- прямоугольник.
- параллелограмм.
- трапеция.
- ромб.
- угол.
- круг.
- окружность.
- шестиугольник.
- n -угольник и т.д.
2 лот закончился!
3 лот! Назовите меры веса.
Возможные варианты ответов:
- грамм.
- миллиграмм.
- килограмм.
- тонн.
- центнер.
- фунт.
- пуд.
- золотник.
- берковец.
- гривна.
- карат и т.д.
3 лот закончился!
4 лот! Назовите меры длины.
Варианты ответов:
- мм.
- см.
- дм.
- км.
- миля.
- кабельтов.
- сажень.
- локоть.
- аршин.
- поприще.
- верста.
- вершок.
- дюйм.
- фут.
- ярд.
- пядь и т.д.
4 лот закончился!
5 лот! Назовите меры площади.
Варианты ответов:
- квадратных миллиметров.
- квадратных сантиметров.
- квадратных дециметров.
- квадратных метров.
- квадратных километров.
- гектар.
- ар.
- сотка и т.д.
5 лот закончился!
6 лот! Назовите меры объема.
Варианты ответов:
- кубических миллиметров.
- кубических сантиметров.
- кубических дециметров.
- кубических метров.
- кубических километров.
- литр и т.д.
6 лот закончился!
7 лот! Приведите названия книг, в которых упоминаются числа.
Варианты ответов:
- 3 мушкетера.
- 3 поросенка.
- 3 медведя.
- трое в лодке, не считая собаки.
- 3 танкиста.
- 20 лет спустя.
- 1000 и одна ночь.
- 250 золотых сочинений.
- 504 задачи с параметрами.
- 200 метров под водой.
- 17-летний капитан.
- 33 богатыря.
- Али-баба и 40 разбойников.
- Белоснежка и семь гномов.
- 12 стульев и т.д.
7 лот закончился!
Ведущий: Итак, ребята, мы прощаемся с солнечной Калифорнией. Наш полет продолжается и, чтобы не было вам скучно во время перелета, объявляется музыкальная пауза!…И вот мы прибыли в Грецию, в страну, которая издавна славилась олимпиадами. Греция подготовила нам “Спринт-олимпиаду”. Мы предлагаем каждой команде за 30 секунд ответить на вопросы спринт - олимпиады. При этом вы не должны забывать, что ответить вы должны на большее количество вопросов.
Вопросы: Ответы:
1 | Автор изучаемого вами учебника “Геометрия” | Атанасян |
2 | 9*8 | 72 |
3 | Против угла в 30°, лежит катет, равный… | 1/2 гипотенузы |
4 | Корень из 144 | 12 |
5 | Параллелограмм, у которого все стороны равны. | Ромб |
6 | Раздел геометрии, который вы сейчас изучаете. | Планиметрия |
7 | Если а >0, то что больше: а 3 или а 2? | а 3 |
8 | Сумма всех сторон треугольника. | Периметр |
9 | 13 2 | 169 |
10 | Сформулировать теорему Пифагора. | c 2 =a 2 + b 2 |
11 | Каким прибором измеряют углы? | Транспортир |
12 | На прямой отмечены 3 точки. Сколько образовалось отрезков? | 3 |
13 | 1000 : 100 | 10 |
14 | Утверждение, которое доказывается. | теорема |
15 | Чему равна площадь трапеции? | 0,5(a+b)h |
16 | Чему равна площадь треугольника? | 0,5ah |
17 | Сумма углов треугольника. | 180° |
18 | Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является… | и медианой, и высотой. |
19 | Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется… | Параллелограмм |
20 | Чему равна площадь параллелограмма? | ah |
Ведущий: Мы прощаемся с Грецией и совершим перелет в Испанию. Во время нашего перелета жюри подведет итоги конкурсов. (Слово жюри). Итак, мы с вами в чудесной Испании! Дорогие участники! Мы находимся на большом ипподроме в Барселоне. Здесь нас с вами ожидают пять заездов.
1 заезд. Скачка с препятствиями.
Каждой команде выдаются карточки с вопросами. Команда дает ответ на поставленный вопрос прямо на этих карточках, затем ответы передают жюри на проверку.
Задание: Варианты ответа:
1 | Вычислить: | 1 |
2 | Восстановите стертые цифры (одна точка - одна цифра): 5 . . 683 < 506 . . 1 |
01,02,03,04,05 |
3 | С помощью двух цифр запишите наименьшее целое положительное число | 01 |
4 | В семье 6 дочерей. Каждая из них имеет два брата. Сколько всего детей в семье? | 8 |
5 | Бревно пилят на 10 частей. Сколько распилов надо сделать? | 9 |
2 заезд. Командам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике и начинающихся на букву “П”. (работы сдаются в жюри для проверки).
3 заезд. Ребята! Этот заезд будет проходить в форме логической цепочки. Вам сейчас раздают карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть по три слова. Вы должны установить логическую связь между этими словами и поднять карточку с той цифрой, которое слово из них является лишним. Жюри учитывает правильность ответов. Итак, приготовились!
- ромб, квадрат, треугольник.
- произведение, делимое, делитель.
- а 2 - в 2, а 2 + в 2, (а - в) 2.
- аксиома, признак, свойство.
- дециметр, гектар, километр.
4 заезд. Каждая команда получает по одному математическому слову. Предлагается на каждую букву этого слова придумать как можно больше математических слов или слов, имеющих отношение к математике. Победитель определяется по наибольшему количеству слов. Все команды для работы получают слово “гипотенуза”.
5 заезд. Вызываются по одному участнику от каждой команды. Зрителям показывается трехзначное число, при этом участники его не видят. Участники должны отгадать это число. Ведущий отвечает на ваши вопросы только ответами “да” или “нет”. (для каждой команды – новое число).
Ведущий: Мы покидаем наш ипподром в Барселоне и продолжаем наше путешествие. Жюри подводит итоги. Мы с вами отдыхаем, слушаем песню и в это время совершаем перелет в столицу нашей Родины - Москву. (Музыкальная пауза). Итак, мы с вами в Москве. Здесь мы с вами посетим малый математический театр. Сегодня в программе театра - математические миниатюры. Перед Вами выступят заслуженные артисты из числа болельщиков. Задания они получили еще в начале нашего перелета. За каждое выступление команда получает дополнительные баллы. (Миниатюры “Точка”, “Корень”, “Деление”).
Ведущий: А сейчас мы с вами совершим перелет в наш родной город Ревда, и уже здесь жюри подведет итоги всего нашего путешествия. Мы с вами отдохнем и посмотрим танец. (Слово жюри).
Ведущий: Наше путешествие на этом закончилось. Желаем вам успехов! До новых встреч!