Оборудование:
- презентация
- История древнего мира. Хрестоматия для учащихся 5-х классов
- пластилин
- картон
- острая палочка или гвоздь
- мелкие камушки
- CD “Звуки природы”
- влажные салфетки
- фрагменты древней керамики
Ход урока
Вступительное слово учителя. Эвристическая беседа.
Нет ничего прочней,
Чем битая посуда.
Что происходит с ней?
С ней происходит чудо.Хрупка и коротка
И стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка
И звонкого бокала.Зато у черепков,
Осколков и обломков
В запасе даль веков
Признание потоков.
Это стихотворение в 1958 году написал Валентин Дмитриевич Берестов. Прежде чем стать поэтом, он закончил Исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и принимал активное участие в многочисленных археологических раскопках.
Одну из наук, играющую большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука? Что она изучает? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?
В.Д. Берестов говорил: “Раскопки – это своего рода общение с другими людьми, с человечеством”
Очень часто рядом с раскопками можно увидеть груды извлеченных из земли обломков глиняных сосудов. Почему среди находок археологов так много черепков? Назовите не менее двух причин этого явления.
Учитель раздает по рядам фрагменты керамики из раскопок городища, относящихся к VI в.н.э. (из личной коллекции учителя):
- Какие выводы позволяет сделать изучение черепков, найденных на поселении древних людей?
- Каким способом созданы эти фрагменты сосудов? Приведите доказательства
- Из чего сделаны эти фрагменты?
- Эти фрагменты сделали руки людей в VI в.н.э. Каков сегодня их возраст?
Тема нашего урока – это неолитическая керамика. Давайте рассмотрим составляющие этого словосочетания.
Неолит (слайд №2) – это новый каменный век. Что отличает данный период жизни древних людей? Посмотрите внимательно на картину, она поможет вам ответить на вопрос.
Керамика (слайд №3) . Благодаря каким качествам у людей появляются изделия из глины?
Производство керамики в те далекие времена было исключительно женским делом.
Что представлял из себя этот процесс? Обратимся за помощью к Хрестоматии. Текст “Современный писатель об изготовлении керамики” (стр.9-10). Учащиеся читают и отвечают на вопросы после текста.
Учитель: Сосуды в эпоху неолита выполнялись в техники кольцевого налепа, т.е. из куска глины формировалась чаша, на которую затем все выше и выше, друг на друга наращивались глиняные кольца. По его хорошо заглаженной поверхности (заглаживали руками, пучком травы, щепой) наносились узоры (слайд №5): округлые ямочки, расположенные густыми рядами; оттиски гребешка и веревочки. Ямочки наносились окаменевшими моллюсками. Обжиг проводился прямо на костре и от неровной температуры получалась довольно пестрая окраска.
Ну что, а сегодня мы – жители XXI века превратимся в гончаров каменного века.
Повторим еще раз технологию изготовления (слайд №6). В добрый путь!
Учитель включает CD “Звуки природы” и учащиеся приступают к практической части урока, под руководством учителя, строго следуя технологии.
Из мелких камушков учащиеся выкладывают очаг на картоне, в центр помещают свой сосуд.
Все работы учащихся собираются на первой парте среднего ряда. На перемене учащиеся школы, учителя могут ознакомиться с импровизированной выставкой пятиклассников.