Для реализации в школьной практике идеи становления личности ребенка и раскрытия его индивидуальных способностей большое значение имеет принятие учителем приоритетных задач развития учащихся. Основной задачей является не только передача знаний учащимся по овладению способами анализа и обобщению учебного материала, но и развитие творческих способностей во внеурочное время. Младший школьный возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Дети от природы талантливы и любознательны. Каждый ребенок стремится к успеху, хочет показать, на что он способен.
Во внеклассной работе большое место отводится коллективным формам работы с включением деловых, тренинговых игр, театрализации.
Проводятся дискуссии, где учащиеся обсуждают возникающие проблемы. Они говорят о своих чувствах, , потребностях, сомнениях. Такие формы работы способствуют тому, что ученики начинают внимательно выслушивать друг друга, проявлять уважение и интерес к чужим идеям, мыслям, заботиться о чувствах одноклассников. К проведению таких мероприятий подключаются родители, которые с желанием принимают участие.
Три года в нашей школе существует научное общество учащихся 1-4-х классов “Растишка” Целью общества является создание максимально благоприятных условий для самореализации учащихся раскрытия их индивидуальности.
Членом общества может стать каждый ученик. Ребенок выбирает интересующую его тему и выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания, овладевает элементами логических действий, сравнения, классификации, у него повышается рост познавательных интересов, реализуются способности и таланты.
Эта работа проходит в сотрудничестве с учителем, привлекаются родители.
В нашей гимназии проводятся мероприятия, направленные на развитие личности ребенка, его самоорганизацию и самореализацию, которые стали школьными традициями. Это: День знаний, День гимназиста, День здоровья, День победы, Новогодние праздники, Мамин день, День защитников Отечества. Каждое мероприятие имеет свою изюминку, свое содержание и форму, которые год от года совершенствуются. Ребята сами планируют, разрабатывают и участвуют в реализации этих проектов.
“День открытых дверей” для родителей так же стало традицией в нашей гимназии. Учителя готовят открытые уроки в нестандартной форме, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, родительские собрания. Подведение итогов проходит за круглым столом, который собирает как учителей, так и активных детей и родителей.
Ежегодно в гимназии проводится День гимназиста, где пятиклассников посвящают в большое сообщество гимназистов. Этот праздник сопровождается очень красочным зрелищем “Балом гимназистов”. Во время приготовления к балу дети разучили с хореографом танцы конца XIX-начала XX века. Дамы в вечерних платьях и кавалеры пришли на свой первый гимназический бал. Пары скользили по залу под вечно юную музыку вальса, навевая романтические и нежные воспоминания о прежних временах, временах офицерской галантности, дворянской чести и неприступности благородных дам. Дети пели, танцевали, декламировали стихи. Не менее красочно ежегодно проходит и Бал Осени. Каждый класс составляет осенний букет, готовит театрализованное представление, в котором с удовольствием принимают участие не только дети, но и родители. Все приходят в костюмах “Осени”. Свои впечатления дети выражают в стихах, сочинениях, рисунках.
По традиции Новогодний праздник в гимназии проходит в виде театрализованного путешествия в мир сказок, где все главные роли исполняют ребята 1-4-х классов и самые активные родители. Общешкольный праздник продолжается в каждом классе. Одни ребята выезжают на природу в гости к Деду Морозу, где их ждет встреча со сказочными героями, шутками, играми и, конечно, подарками. Не всегда дети узнают в этих героях своих родителей. Другие- ставят новогодние сказки с песнями, танцами в классе, заканчивается праздник чаепитием.
Еще одной традицией в гимназии стали совместные выезды на природу, где помимо отдыха дети учатся ориентироваться на местности, работать с компасом, наблюдать за природой, изучают жизнь растений и животных, приобретают навыки бережного отношения к природе.
Традиционными являются проведение предметных декад по экологии, русскому языку, математике. До начала проведения декад собирается инициативная группа учителей, детей и родителей. Каждый предлагает интересное творческое дело. Таким, образом, рождается план проведения мероприятия и декады, назначаются ответственные за проведение творческого дела. Декады охватывают все параллели начальных классов. Начинаются они с торжественной линейки. Здесь же сообщается план предстоящих мероприятий. И работа закипела! В соответствии с планом, ребята в классах планируют свои коллективные творческие дела: выпускают плакаты, рисуют рисунки, сочиняют стихи, составляют сказки, разгадывают кроссворды, делают поделки. Каждый класс готовит внеклассное мероприятие для параллели по своему усмотрению, исходя из индивидуального плана класса. Это могут быть: викторины, конкурсы, блицтурниры, КВНы, соревнования, “Поле чудес”, “Умники и умницы”. Никто не остается в стороне. Результаты работ представляются на выставке, которую с удовольствием рассматривают учителя, ученики школы и их родители. На заключительном празднике подводятся итоги декады по номинациям. Классы награждаются грамотами, памятными подарками. На этом праздники не заканчиваются, они продолжаются в классах. Долго еще ученики и родители делятся своими впечатлениями.
Спортивные праздники стали одним из любимых развлечений ребят, родителей и учителей. Ежегодно проводится День здоровья среди всех учащихся гимназии. Каждый класс готовит приветствие, название команды и девиз, готовит эмблемы для всех участников соревнований. Спортивные праздники проходят несколько раз за учебный год. За это время соревнования проводятся как между классами, так и между параллелями и вовлекают в себя не только детей, но и учителей и родителей.
С большим желанием дети с родителями принимают участие в различных акциях. Так в акции “Помогите птицам” ребята начальных классов с родителями смастерили и развесили более 50скворечников. А принимая участие в акциях “Помоги собраться в школу”, ребята собрали большое количество школьно-письменных принадлежностей, одежды и обуви для детей из малообеспеченных семей. Благодаря этому многие ребята смогли пойти в школу. Для малышей Дома Детства и Дома ребенка было собрана большое количество игрушек.
Традиционно проводится праздник “Прощание с начальной школой”, где дети в нетрадиционной форме представляют результат учебной деятельности. За отличные и хорошие результаты, за активное участие в жизни класса и гимназии учащиеся и их родители награждаются благодарственными письмами, грамотами и памятными подарками.
Работа по системе развивающего обучения дает возможность общаться с ребятами не только с учащимися своего класса, но и гимназистами разного возраста, объединить их общим делом. Это позволяет открыть таланты детей, развивает успешность каждого в общении, познании, принимать участие в общих интересных делах класса и гимназии.
Школа-мой второй дом.
Гимназия… Теперь ты станешь моим вторым домом. Белые банты, строгие костюмы и галстуки, в руках цветы… Это все мы- будущие первоклассники. Актовый зал. Ребята из старших классов разыграли на сцене целое представление о чудесной планете “Гимназия №4И я был счастлив и горд, что тоже стал жителем этой планеты. Отшумел праздник, наступили обычные дни. Я с удовольствием хожу на занятия. Нравится все: и необычные уроки, и занятия танцами, и в шахматы играть. (Деменков Павел, 1А класс)
Зима.
А какой красивый праздник бывает зимой? Новый год! С 31декабря на 1января происходят различные чудеса. Мне нравится Новый год, который я встретила в школе. Мы вошли в нарядный актовый зал. Учащиеся старших классов показали “ Новогоднюю сказку. Все герои сказки были интересно одеты и очень хорошо играли свои роли. Я тоже хожу в театральную студию и хочу со всеми вместе выступать на концертах. Создавать людям хорошее настроение. (Куцепалова Полина ,1Б класс)
Выходной на природе.
На улице выдался теплый день и наша учительница предложила всем классом съездить в лес и покататься на горках. Все были этому рады. Сначала мы ехали на автобусе, потом шли по лесу и собирали сухие ветки для костра. Когда дошли до места- развели костер. Пока нам мамы готовили обед, все ребята и Марина Васильевна пошли кататься на горки. Садились паровозиком, катались на санках и кубарем с горы. Играли в снежки, ели жареные колбаски у костра. Было очень здорово! Вечером мы поехали домой. (Ванеев Дима, 1А класс)
За видеоматериалами обращайтесь, пожалуйста, к автору