Опыт разработки образовательной программы "Краеведение" в МОУ СОШ № 59 г. Челябинска

Разделы: Администрирование школы


Под образовательной программой “Краеведение” мы понимаем нормативно – управленческий документ МОУ СОШ № 59 г. Челябинска, определяющий стратегические приоритеты, характеризующий специфику содержания краеведческого образования, организационные и методические аспекты образовательного процесса.

Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель краеведческого образования и осуществляется на его основе обучение, воспитание и развитие школьников.

Главной целью МОУ СОШ № 59 г. Челябинска является нравственное развитие личности, способной к социализации и саморазвитию.

Важнейшим средством формирования нравственно развитой личности является краеведческое образование.

Образовательная программа “Краеведение” составлена на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области и учитывает возрастные особенности обучающихся всех ступеней образования в МОУ СОШ № 59 г. Челябинска.

Образовательная программа “Краеведение” выполняет две основные функции:

- информационно-методическая, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, задачах, содержании, формах и методах краеведческого образования;

- организационно-планирующая, которая предусматривает выделение основных компонентов краеведческого образования, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик в каждом компоненте.

Образовательная программа “Краеведение” в МОУ СОШ № 59 г. Челябинска включает следующие разделы:

1. Паспорт образовательной программы.

2. Цель, принципы и задачи краеведческого образования.

3. Структура краеведческого образования.

4. Содержание краеведческого образования.

5. Организация и методика краеведческого образования.

6. Предполагаемые результаты краеведческого образования.

1.Паспорт образовательной программы

Тип программы: образовательная программа “Краеведение”.

Назначение программы:

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) школы данная образовательная программа способствует обеспечению реализации их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогического коллектива школы данная образовательная программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в образовательном процессе;
  • для муниципальных органов управления данная образовательная программа является основанием для определения качества краеведческого образования в МОУ СОШ № 59 г. Челябинска.

Категория воспитанников и обучающихся:

дети дошкольного отделения и учащиеся 1-11 классов.

Сроки освоения программы: 13 лет.

Форма освоения программы: очная.

2. Цель, принципы и задачи краеведческого образования.

Целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.

Реализация обозначенной цели опирается на следующие принципы:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения;

- соблюдение преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени;

- понимание краеведения как системы общего и дополнительного образования;

- внимание к сегодняшней жизни своего региона, области, города, района, микрорайона, школы; обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев;

- рассмотрение краеведческих вопросов через единство России и Южного Урала.

- придание особой роли наглядности и интенсивному использованию аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, ИКТ технологий;

- активное вовлечение детей и подростков в практическую исследовательскую деятельность.

Задачи краеведческого образования:

  • воспитательные задачи – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине;
  • развивающие задачи направлены на формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • образовательные задачи – формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.

3. Структура краеведческого образования.

Образовательная программа “Краеведение” включает в себя:

- национально – региональный компонент учебных предметов, на которые выделяется 10 – 15% учебного времени;

- комплекс учебных программ краеведческой направленности: “Народоведение” А.И. Лазарева (2-4 кл.), “Краеведение” под ред. В.М. Кузнецова (6-7 кл.), “История Южного Урала” М.С. Салминой (9 кл.), “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности” М.С. Салминой (10 – 11кл.);

- совокупность программ дополнительного образования по краеведению: научного общества учащихся (М.С. Салмина), туристического клуба “Восток” (О.П. Столярова), музея “Культура и быт народов Южного Урала” (Г.И. Кубрина), краеведческого музея “Наследие” (С.В.Нефедова), кружка “Родоведение” (М.С.Салмина), вокального ансамбля “Казачата” (Н.И.Теплякова), фольклорного ансамбля (Н.И.Теплякова), оркестра русских народных инструментов (В.Г. Покуса), кружка народного танца (Ш.Г.Хайсаров), кружка декоративно-прикладного искусства (Х.Н.Баймухаметова, Л.И.Нагаева);

- программы школьных традиционных акций: народные календарные праздники, фольклорные и археологические экспедиции.

Все обозначенные компоненты краеведческого образования реализуются на каждой ступени общего образования (таблица №1).

Таблица№1

Структура образовательной программы “Краеведение”

Программы

0

ступень

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Программы

общего

образования

 

Регионально – национальный компонент

учебных предметов

 

“Народоведение”

 

“Краеведение”

 

“История

Южного

Урала”

“История

ЮжногоУрала

с организацией

исследовательской

деятельности”

Программы

дополнительного

образования

   

Туристический клуб “Восток”

Музей “Культура и быта народов Урала

Краеведческий музей “Наследие”

 

Научное общество учащихся

 

Вокальный

ансамбль “Казачата”

 

Кружок “Родоведение”

 

Фольклорный ансамбль

 

Оркестр русских народных инструментов

 
 

Ансамбль народного танца

 
 

Кружок декоративно-прикладного искусства

 

Программы

воспитательных

акций

Русские народные календарные праздники

 

Фольклорные экспедиции

 

Археологические экспедиции

4. Содержание краеведческого образования.

Содержание образовательной программы включает в себя изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры региона, области, города, района и микрорайона школы.

Содержание национально-регионального компонента учебных предметов определяется примерными программами дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования.

Содержание предметов и курсов краеведческой направленности определяется комплексом учебных программ. Учебная программа “Народоведение” включает в себя знания и умений по традиционной народной культуре: традиционный “домострой”, трудовая деятельность человека, прикладное искусство, народная одежда, народная медицина и фольклор. Основными компонентами содержания учебной программы “Краеведение” являются: источники краеведческих знаний, вклад выдающихся ученых и краеведов в исследование края, его геология и рельеф, местные поверхностные и подземные воды, климат и погода, природные комплексы. В программе элективного курса “История Южного Урала” рассматривается топонимика края, миграционные процессы в формировании населения края, особенности исторического и культурного развития региона, межнациональные отношения. Содержание программы элективного курса “История Южного Урала с организацией исследовательской работы учащихся” для профильных 10-11-х классов отражает в хронологической последовательности основные исторические эпохи (история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история) на Южном Урале и следующие объекты изучения: заселение и освоение Южного Урала; основные этнические общности, этапы освоения Южного Урала, основные социальные группы; элементы материальной и духовной культуры; изменения, происходящие на протяжении веков в образе жизни, повседневном быте, семейных отношениях, традициях различных народов и социальных групп; выдающиеся люди в истории Южного Урала; общее и особенное в истории Южного Урала с историей Отечества и мировой историей. Предусмотрено развитие исследовательских навыков обучающихся, что обеспечивается изучением археографии, а также, форм и методов исследовательской работы.

Содержание дополнительного образования по краеведению определяется совокупностью программ дополнительного образования.

Программа научного общества учащихся (секция Краеведение), рассчитана на учащихся 3-11 классов, основным ее содержанием является исследовательский метод – как путь активного познания действительности. Он концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. Основными объектами изучения выступают:

  • проекты и темы исследований;
  • методы исследований;
  • краеведческие источники;
  • организация исследований;
  • оформление исследований;
  • подготовка публикаций;
  • презентация результатов работы;
  • защита работы.

Программа школьного кружка “Родоведение” для 5 – 11 классов. Основное содержание – это история семьи, семейные традиции, культура и быт. Основными объектами изучения выступают: генеалогия (родоведение), история российской и зарубежной генеалогии, генеалогическое древо, восходящая и нисходящая линии генеалогического древа, термины родственных отношений, определение степеней родства; методы сбора родоведческой информации, архивы – как центры хранения информации, метрические книги, интервьюирование – как метод сбора информации, методы хранения родоведческой информации.

Программа туристического клуба “Восток” для 5-11 классов. Содержание программы включает в себя составление плана путешествия, участие в его организации, подведение итогов, ориентирование на местности по карте и компасу, совершение пеших походов, получение начальных навыков преодоления препятствий и участия в соревнованиях, освоение бивуачных навыков и навыков самообслуживания. Основными объектами изучения являются: туризм, краеведение, топография и ориентирование, общефизическая подготовка, культурология и общественно полезная работа.

Программа этнографического музея “Культура и быт народов Урала” им. А.И. Лазарева, рассчитана на учащихся 1-11 классов. Основное содержание – это элементы культуры и быта народов Южного Урала, которые дают представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах, народном творчестве. Основные объекты изучения: Русская изба (с печью, полатями, деревянными столами и лавками, кованными сундуками, люльками, ткацкими станками, прялками), Русская ярмарка, красный угол деревенской избы, крестьянское подворье, предметы культуры и быта народов Южного Урала (утюги, рубели, ручная мельница, ночва, квашня, самовары и ухваты, набирка, глиняные горшки, туески), национальные костюмы народов Южного Урала.

Программа краеведческого музея “Наследие” для 1-11 классов. Содержание работы музея – это история Тракторозаводского района. Основные объекты изучения: история Челябинска и Тракторозаводского района, Челябинск в годы Великой Отечественной войны: история повседневности, Танкоград, Тракторозаводчане – участники Великой Отечественной войны, Тракторозаводчане – участники военных действий в Афганистане, Чечне и др., литературное объединение Челябинского тракторного завода (ЛИТО), история школы.

Программы художественно – эстетического отделения для 1-9 классов. Основное содержание – это овладение традициями народной культуры посредством различных видов народного творчества (устно-поэтическая, музыкально-песенная, хореографическая, изобразительно-прикладная).

Программы школьных традиционных воспитательных акций: народные календарные праздники, фольклорные и археологические экспедиции (1-11 классы).

Содержание образования – это традиционные народные праздники "Осенины", "Колядки", "Масленица", "Пасха" и др. основными объектами выступают: праздник – как явление культуры, которое передается по традиции: игре, песне, обряд встречи гостей и т.д., его художественное оформление; пространственные временные, музыкальные и хореографические особенности традиционных праздников;

5. Организация и методика краеведческого образования.

Формы организации краеведческого образования определяются конкретной реализуемой программы. Для программ учебных предметов и элективных курсов характерно использование традиционной классно – урочной системы, для программ дополнительного образования – внеклассная система: кружковая, экскурсионная, экспедиционная, поисковая, для традиционных школьных акций – главной системой является праздник, как бытовое явление.

Формы организации и содержание краеведческого образования определяют многообразие форм и методов проведения занятий:

  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • игровые методы;
  • наглядные и практические методы;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

6. Предполагаемые результаты краеведческого образования.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

В начальной школе изучение образовательной программы “Краеведение” позволяет обучающимся получить:

1) основы знаний по традиционному "домострою": выбор места для жилья, дом и двор, поле, сад, огород, типы жилищ, их внешнее и внутренне обустройство; улица, ее обычаи и нравы; род и родственники ("род на род" = народ"); соседи; дом и общество, дом в произведениях фольклора, литературы, изобразительного искусства;

2) представление о родовых (базовых) видах трудовой деятельности человека (хлебопашество, огородничество, скотоводство, рыболовство и охота), показать, как все это отражено в искусстве народа;

3) знания и навыки по прикладному искусству народа: виды домашней утвари, ее отделки; игрушки; посуда; инструменты и оружие, материалы народных ремесел; пути и средства овладения ремесленническим мастерством, рассказы о народных умельцах;

4) знания о принципах создания народной одежды: экологическая целесообразность и красота народного костюма, технология изготовления; национальные, региональные типы и разновидности народной одежды; народные традиции и современная мода;

5) сведения о соотношении фольклора и религии: фольклорные истоки персонажей и сюжетов Ветхого и Нового заветов; триединство мифологии, фольклора, религии; представления народа о Боге и мироздании; противоречивое отношение народа к церкви (сатирическое изображение служителей культа в сказках, песнях, в ярмарочном и детском фольклоре); духовные стихи как поэтическое выражение народной философии; религиозные темы и образы в былинах;

6) знания о традиционной праздничной культуре народа; будни и праздник, народный и праздничный календарь, примеры и обычаи; обряды – календарно-бытовые и семейно-бытовые; разные виды праздников, ритуалов и массовых действ; роль традиций в современных праздниках, обрядах и увеселениях.

В основной школе изучение образовательной программы “Краеведение” позволяет обучающимся:

- освоить знания об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- освоить знания по истории Южного Урала, особенностях его исторического и культурного развития;

- овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту;

- познакомиться с статистическими материалами, современными технологиями для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных;

- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;

- освоить один из видов народного творчества (устно-поэтический, музыкально-песенный, хореографический, изобразительно-прикладной);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

В средней школе изучение образовательной программы “Краеведение” позволяет обучающимся

- расширить знания по истории Южного Урала – как части общей истории Отечества и мировой истории, особенностях его исторического и культурного развития с точки зрения новейших исследований.

- развить навыки проектной и исследовательской деятельности

- развить умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- освоить ключевые социальные компетентности, подготовиться к сознательному участию в гражданской жизни своего края.

Уровень образованности обучающихся общеобразовательных классов по данной образовательной области оценивается по определенной системе:

  • контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер;
  • основным критерием оценки знаний и умений является усвоение содержания программы.