Цели урока:
- Раскрыть универсальный характер понятия “гибридизация орбиталей”.
- Показать зависимость пространственного строения молекул веществ от типа гибридизации электронных орбиталей.
- Показать зависимость физических свойств от геометрии молекул.
Форма урока: Комбинированный урок.
Особенности урока: Проведён по технологии “развитие критического мышления” с применением мультимедийного комплекса.
Оборудование:
- Модели гибридных облаков для магнитной доски.
- Тексты для работы учащихся.
- Вопросы для 1-го этапа урока “Знаю” (Приложение I).
- Текст для “критического чтения” (Приложение II).
- Мультимедийный комплекс для демонстрации фрагментов темы “Химическая связь” (1, 2, 3 фрагменты).
- Компакт-диск “Химия общая и неорганическая 10-11 класс” Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Предназначен для изучения химии в 10-11 классах.
Задачи:
- Научить учащихся критически мыслить.
- Научить учащихся добывать знания.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны предсказывать геометрию молекул, применяя теорию гибридизации электронных орбиталей.
Этапы урока:
I. Стадия “Вызова”
- Во вторую колонку – “Хочу знать” выписываю т проблемы, возникающие в ходе ответов на вопросы.
Предполагаемые проблемы:
- Почему возникает направленность связи?
- Каким образом определяется направленность связи?
- Почему геометрия молекул влияет на физические свойства?
II. Стадия “Осмысления”
III. Этап “Рефлексия”.
- Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонке – “Хочу знать”.
- Демонстрируют шаростержневые молекулы.
- Делается вывод, что молекула состава AB2 могут быть линейные или угловые. Демонстрируется фрагмент №3. Фрагмент показывает тип гибридизации электронных орбиталей в молекулах NH3 и CH4 и геометрию этих молекул.
Домашнее задание:
Учебник Габриелян О.С. 11 кл. Зарисовать перекрывание облаков в молекуле CO2, BCl3. Ответить на вопрос №11: “Почему растворимость SO2 лучше, чем CO2?”