Урок в 5-м классе по теме "Уравнения и планета Земля"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Закрепление знаний, умений и навыков обучающихся по изученной теме, устранение пробелов в знаниях;
  2. Совершенствование навыков решения задач на составление уравнений.

Оборудования:

  1. Карта Земли;
  2. Глобус;
  3. Аппликации деревьев (с ответами домашнего задания);
  4. Плакат с темой урока;
  5. Раздаточный материал (текст задач и уравнений);
  6. Телевизор;
  7. Диск фильма об океанах.

Формы и виды деятельности.

  1. Фронтальная устная работа для актуализации знаний обучающихся.
  2. Самостоятельная деятельность обучающихся.
  3. Работа в парах, для решения занимательной задачи (хитрой).

Роль и место урока в данной теме.

Урок проводится в I четверти в теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”. К этому уроку обучающиеся умеют выполнять действия сложения и вычитания натуральных чисел, использовать эти правила при решение уравнений и задач. Этот урок перед обобщающим уроком по данной теме.

Поэтому после этого урока обучающиеся будут более уверенны в этой теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Перед каждым учеником лежит раздаточный материал с уравнениями, задачей.

На доске аппликации (4 дерева, на обратной стороне которых ответы домашнего задания).

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание задано по “Дидактическому материалу” 5 класс автор А.С.Чесноков и К.И.Немков стр. 113 контрольная работа №3 вариант 4 №1,2,3,4.

Учитель: Какое было первое задание?

Ученики выходят (четыре человека поочередно) открывают обратную сторону дерева и называют ответы.

№ 1 383+n-m, 251

№ 2 81; 18; 13

№ 3 31-y 17 см.; 8 см.

№ 4 к+820; 220-n

Каждый ученик проверяет ответы в тетрадях. Если есть вопросы, то ученик стоящий у доски, отвечает на вопросы одноклассников, а если не понятно то отвечает учитель.

III. Устно.

Перед каждым обучающимся лежит задание. Учитель предлагает решить устно уравнения, ответ записать в тетради и каждому ответу поставить в соответствие правильную букву.

После выполнения задания учитель вызывает по одному представителю каждого ряда и те записывают на доске получившиеся выражение: “Планета Земля”.

Проводится самопроверка

- Поднимите руку кто с нами согласен? (если вдруг у кого – то получился неверный ответ, то можно предложить помочь соседу по парте найти ошибку)

- Молодцы, поставьте себе в тетрадь “5” (В конце урока учитель соберет тетради и по результатам урока выставит оценки в журнал).

- Какими правилами вы пользовались при решении уравнений: 1,2,3,4,7,8.

Обучающиеся отвечают правила нахождения переменных.

- Вот и определилась тема нашего урока. На доске появляется плакат “Уравнения и планета Земля” на столе глобус.

Учитель:

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.

IV. Решение задач на составление уравнений, связанные с нашей планетой.

Учитель работает с глобусом, на котором прикреплены три указателя.

Южная Америка 18 млн. км2

Антарктида 14 млн. км2

Австралия и Океания 9 млн. км2

Общая площадь суши Земли составляет 149 млн. км2 – это площадь шести материков.

Площадь Южной Америки – 18 млн. км2

Площадь Антарктиды – 14 млн. км2

Площадь Австралии и Океании – 9 млн. км2

Какая площадь остается на крупные материки?

Ученик: Площадь трех крупных материков 108 млн. км2.

Дальнейшие рассуждения учителя записаны на обратной стороне доски.

Давайте найдем площади этих материков, если известно, что

Задача(открывается текст задачи)

Площадь Африки - ? млн. км2

Площадь Евразии - ? на 24 млн. км2 > площади Африки

Площадь Северной Америки - ? на 6 млн. км2 < площади Африки

Найти площадь каждого материка? Происходит обсуждение алгоритма решения задачи.

  • Каким способом будем решать задачу?
  • Что берем за х?
  • Чему равна площадь Евразии?
  • Чему равна площадь Северной Америки?
  • Какое получилось уравнение?

Затем обучающиеся все это записывают в тетрадь и решают самостоятельно уравнение, находят ответы на вопрос задачи. Одного ученика вызывают к доске решать уравнение. На доске появляется запись.

х + х + 24 + х – 6 =108

3х + 18 = 108

3х = 90

х = 30

30 млн. км2 – площадь Африки

30 +24 = 54 млн. км2 – площадь Евразии

30 – 6 = 24 млн. км2 – площадь Северной Америки.

Учитель: Посмотрите внимательно на глобус. Вот материк Африка, а это Евразия, и Северная Америка.

Какого цвета всех больше на глобусе?

Ученики: голубого.

- А что это значит?

Ученик: Что большая площадь поверхности нашей планеты занимает океан.

Учитель: (ведет рассказ под фрагмент фильма об океанах).

Океан занимает почти ? поверхности нашей планеты. Давайте решим хитрую задачу и с ее помощи определим площади океанов. Текст хитрой задачи находится перед каждым учеником.

Задача. Площадь всех океанов

  • без Тихого океана – 181 млн. км2
  • без Атлантического океана – 268 млн. км2
  • без Индийского океана – 286 млн. км2
  • без Северного Ледовитого океана – 348 млн. км2.

Найти площадь каждого океана?

Эту задачу обучающиеся решают самостоятельно или в парах с соседом, первый решивший решает ее на переносной доске, а затем идет проверка вместе с классом.

Решение:

SA + SИ + SC = 181

ST + SИ + SC = 268

ST + SA + SC = 286

ST + SA + SИ = 384

3 (ST + SA + SИ + SC) = 1083

ST + SA + SИ + SC = 361

Площадь Тихого океана: 361 – 181 = 180 млн. км2

Площадь Атлантического: 361 – 268 = 93 млн. км2

Площадь Индийского: 361 – 286 = 75 млн. км2

Площадь Северо-Ледовитого: 361 – 348 = 13 млн. км2.

V. Домашнее задание:

Дидактический материал

стр. 86 № 75 (а), 76, 71.

VI. Подведение итогов урока.

Давайте подведем итог урока.

Что мы сегодня с вами вспомнили?

Способы решения уравнений, способ решения задач с помощью уравнения.

Но нам необходимо вспомнить еще один вид заданий.

Задание. Упростите выражение.

  1. 638 + n + 272
  2. (248 + y) -124
  3. 2149 – (x + 34)

Вызываются трое обучающихся к доске, где они упрощают данные выражения, объясняя какими правилами они пользовались.

Третьему ученику предлагается найти значение получившегося выражения при х = 108

2149 – (х +34) = (2149 - 34) – х = 2115 – х

При х = 108 получаем 2115 – 108 = 2007

Учитель: Да, ответ верный.

Мы живем на планете Земля в 2007 году.

На планете земля.
Где живешь ты и я.
Счастлив каждый из нас!