Цель: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.
Задачи:
Обучающие:
- Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
- Ознакомление с видами раневых инфекций (столбняк, сепсис, газовая гангрена);
- Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение различить виды ран, кровотечений, обрабатывать раны, накладывать повязки, жгут);
Воспитывающие:
- Воспитание общей культуры личности;
- Воспитание чувства уверенности в своих силах;
- Формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- Воспитания чувства сострадания.
Развивающая:
- Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Техническое оснащение:
- Презентация урока на СД-диске, компьютер, проектор, экран.
- Перчатки резиновые, бинты, жгуты, перевязочный материал, йод, раствор бриллианта зеленого, раствор перекиси водорода.
План урока
- Проверка домашнего задания.
- Терминологический диктант «Виды ран и кровотечений».
- Выступления уч-ся по теме «Чем опасны раны».
- Знакомство с правилами оказания 1МП при ранениях.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point)
1 слайд: Тема урока: «Первая медицинская помощь при ранениях»
Цель урока: научиться правильно оказывать 1МП при ранениях.
Слайд
2 слайд: План урока:
- Терминологический диктант «Виды ран и кровотечений».
- Выступления уч-ся по теме «Чем опасны раны».
- Знакомство с правилами оказания 1МП при ранениях.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Слайд
3. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная беседа.
- Что такое рана?
- Назовите виды ран.
- При ранениях, как правило, возникают кровотечения. Какие виды кровотечений вы знаете?
2. Терминологический диктант. (Используется Презентация Power Point)
3,4 слайд
Определите виды ран (рубленные, резанные, колотые, укушенные, рваные, ушибленные, огнестрельные)
1. Раны, возникающие при воздействии тупых предметов, падениях или сдавливаниях, их края не ровные, кровотечение слабое.
2. Раны, нанесенные острыми предметами (ножом, стеклом, льдом),
имеют ровные края.
3. Раны, более глубокие, чем резанные, так как наносятся топором, лопатой, другими тяжелыми острыми предметами, имеют ровные края.
4. Раны, являющиеся последствиями укусов животных, по внешнему виду напоминают рваные раны.
5. Раны, возникающие от разрыва кожи при натяжении, при открытых переломах.
6. Раны, имеющие небольшое входное отверстие, иногда имеется выходное отверстие, сопровождаются обильным кровотечением. Особенно опасны для внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.
7. Внешне небольшие раны, (нанесенные гвоздем, отверткой), характеризуются глубокими внутренними повреждениями.
Определите виды кровотечений.
8. Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей.
9. Кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.
10. Слабое кровотечение из небольшой раны. [1]
Слайды
3. Проверка работ. Так как учащиеся писали ответы в специально подготовленных таблицах, проверяет работы один из учеников, используя «ключ».
Таблица «Ключ»
№ вопроса |
Вид |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
№ вопроса |
Вид |
1 | ушибленные |
2 | резанные |
3 | рубленные |
4 | укушенные |
5 | рваные |
6 | огнестрельные |
7 | колотые |
8 | артериальное |
9 | венозное |
10 | капиллярное |
4. Изучение нового материала
1) Выступления уч-ся по теме «Чем опасны раны»
ВИДЫ РАНЕВЫХ ИНФЕКЦИЙ
СЕПСИС - тяжелое инфекционное заболевание, развивающееся вследствие заражения крови микробами, проникшими в организм человека при ранении. Выражается тяжелым общим состоянием, лихорадкой, помрачением сознания, образованием гнойников в органах.
ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА - раневая инфекция. Характеризуется общим тяжелым состоянием, отеком пораженных тканей, появлением в них пузырьков газа, омертвением тканей. [2]
СТОЛБНЯК – опасная раневая инфекция. Возбудитель – столбнячная палочка, которая в виде спор находится в земле в большом количестве, ей не нужен воздух. Вот почему так опасна ранка, даже небольшая, если наступаешь, к примеру, на гвоздь. Дырочка – маленькая, воздух внутрь не проникает, это и нужно столбнячной палочки. Размножаясь, она выделяет токсин – яд, который поражает нервную систему, вызывая судороги. Судороги бывают настолько сильными, что приводят к переломам костей, позвоночника. Смерть наступает от паралича сердца, удушья.
А, казалось бы, всего лишь старый грязный гвоздь наколол ногу! Чтобы уберечь себя от этой страшной болезни, нужно вовремя делать прививки против столбняка. При любых грязных ранах нужно обращаться в травмпункт, там пострадавшему введут противостолбнячную сыворотку. [1]
2) 1МП заключается в:
- остановке кровотечения,
- защите раны от загрязнений и проникновения в нее микробов,
- ослаблении болевых ощущений.
3) Средства оказания 1МП.
5, 6, 7, 8 слайды (Используется Презентация Power Point)
4) Знакомство с правилами оказания 1МП при ранениях.
- Обрабатывать раны нужно чистыми руками.
- Остановить кровотечение (жгутом, давящей повязкой, пальцевым нажатием).
- Не удалять из раны инородные тела.
- Промывать рану можно только перекисью водорода (нельзя – водой, «зеленкой», йодом, спиртом и т. д.)
- Обработать края раны спиртом, «зеленкой», йодом, двигаясь в направлении от раны.
- Наложить стерильную салфетку.
- Наложить повязку.
- Отправить пострадавшего в медпункт.
Слайды
5. Закрепление.
1. Практическая работа. ( Задание: наложить жгут при артериальном кровотечении, обработать рану, наложить повязку)
2. Повторение правил. (После каждого правила, названного уч-ся, включается слайд)
6. Домашнее задание.
Составить памятку «1 МП при ранениях», с. 142-143.
9 слайд (Используется Презентация Power Point)
Слайд
7. Подведение итогов урока.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, С.В.Петров – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2004.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: DVD, ООО Кирилл и Мефодий, 2005.