Для учащихся 5-6 классов специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида.
Задачи:
1.Закрепить среди учащихся понимание социальной роли дежурного по школе.
2. Продолжать обучать учащихся способам эффективного, культурного общения во время дежурства по школе.
3. Воспитывать осознанное, ответственное отношение к поручению.
Ход занятия
1. Сообщения темы занятия:
Сегодня на занятии, мы с вами поговорим о том, кто такой дежурный по школе, вспомним его обязанности и поучимся с вами высказывать замечания тем школьникам, которые нарушают дисциплину.
2. Беседа об обязанностях дежурного по школе:
- Ответьте мне на вопрос: Для чего нужен дежурный по школе?
- Чтобы был порядок в школе, чтобы не баловались (дети).
- Правильно, дежурный по школе следит за порядком во время перемен. А кто может назвать обязанности дежурного?
- Дежурный должен знать свой пост и следить на нем за порядком (дети).
- Правильно, а как мы можем определить, что перед нами дежурный по школе?
- У дежурного по школе на руке повязка (дети).
- Можно ли самому нарушать правила дисциплины, стоя на посту?
- Нет! (дети)
- Конечно же, нет, потому, что ты сам отвечаешь за дисциплину.
- Кто может сказать, за сколько минут до начала уроков приходит в школу дежурный?
- За 20 – 30 минут (дети).
- Совершенно верно, а что должен делать дежурный в конце смены (молчат).
- В конце смены каждый дежурный сдает свой пост главному дежурному и получает оценку за дежурство.
- А кто в нашем классе главный дежурный?
- Правильно, Алексей, вы ему подчиняетесь во время дежурства, он выставляет вам оценку, ведет журнал дежурства, раздает и собирает повязки.
- Алеша, а что ты делаешь в конце дежурства?
- Правильно берешь себе помощника и идешь по классам выставлять оценку за чистоту.
- Куда ты выставляешь оценки?
- Ты прав, в экран чистоты.
- Вы сказали, что дежурный по школе стоит на своем посту и следит за порядком. А если кто–то из школьников нарушает дисциплину, что делает дежурный?
- Совершенно верно, он делает замечание. Но не всегда вы все в правильной спокойной форме можете сделать сможете сделать замечание нарушителю дисциплины, и позже мы с вами поучимся этому. Но сначала мы отдохнем.
Физкультминутка
Дети встают в круг, кидаю им мяч, называю номер поста, ребенок должен сказать, где находится этот пост (например: кидаю Саше, говорю №4, Саша – это пост у столовой, кидаю мяч Мише, говорю №6, Миша – пост на лестнице и т. д.). Это упражнение требует предварительной работы - небольшая экскурсия по дежурным постам школы, на доске наглядность, памятка.
- Пост №1 – у входной двери
- Пост №2 – кабинет швейного дела
- Пост №3 – у библиотеки
- Пост №4 – у столовой
- Пост №5 – между кабинетом директора и психолога
- Пост №6 – на лестнице между 1 и 2 этажом
- Пост №7 – у спортзала
- Пост №8 – у учительской
- Пост №9 – у кабинета растениеводства и русского языка
3. Мы с вами очень хорошо отдохнули, вы были очень внимательны, а теперь мы с вами разберем некоторые ситуации, которые Вы как дежурные по школе очень часто наблюдаете, и поищем правильный выход из них.
Ситуация № 1 “Представьте, что вы стоите на посту № 6, на лестнице, мимо вас бежит первоклассник, всех расталкивая. Как вы его остановите?”
(Алексей) - Я скажу, не бегай по лестнице, можешь упасть. Я его остановлю.
- А еще можно предложить прочесть ему правила поведения на лестнице.
Ситуация № 2 Вы стоите на посту № 7 – этот пост у физкультурного зала. Два малыша схватили мяч и играют в футбол, мяч летит во все стороны, попадает на цветы на учащихся.
(Михаил) - Заберу мяч и отдам его учителю.
- Но прежде чем забирать мяч, можно предупредить ребят, чтобы они играли спокойней.
Ситуация №3. На посту № 9, у кабинета растениеводства и русского языка два старшеклассника затеяли драку.
(Александр) – Я позову учителя.
- Совершенно верно, если дерутся учащиеся старших классов, нужно сразу сообщать классному руководителю.
Ситуация № 4 Вы стоите на посту, мимо Вас проходит старшеклассник и начинает без причины Вам грубить.
(Иван) - Сделаю вид, что не слышу его.
- Правильно очень мудрое решение. Не обращайте внимания, нужно уметь сдерживать свои эмоции. Помните культурный, воспитанный человек просто без причины грубить не будет. Значит, у этого человека что-то случилось (плохое настроение, или кто-то его обидел, или он заболел). Будьте умнее и выше его. Не отвечайте на его грубость и хамство.
Ситуация № 5. На посту № 8 Вы увидели, что первоклассники играют дверями, в классе нет учителя.
(Алексей) - Скажу дверью играть нельзя, можно прижать пальцы, если не перестанут играть, запишу им замечание в тетрадь.
4. Итог: Мы с вами разобрали некоторые неприятные ситуации, которые возникают во время дежурства по школе и поучились с вами находить правильный выход из ситуации. Очень активны были Алеша, Ваня, Миша, Саша. Не забывайте, что дежурный должен не только выполнять свои обязанности, но и быть выдержанными, ответственными, тактичными.
- А чтобы помнили обязанности дежурного по школе, я вручаю вам каждому “Памятку”.
Обязанности дежурного по школе
- приди в школу за 30 минут до уроков
- знай свой пост
- следи за сохранностью стен, стендов в течение дежурства
- носи повязку
- делай замечания учащимся школы
- сдай свой пост в чистоте в конце смены