Современная жизнь требует от каждого человека знание основных правовых норм. Эта проблема решается путем включения в учебный план предмета “Права человека” (за счет компонента образовательного учреждения). Чем раньше ребёнок получит основные правовые знания, тем лучше он их усвоит. Тем более, если это преподнести в игровой, занимательной, ненавязчивой форме.
Целевой направленностью данного мероприятия является закрепление основных знаний Конвенции о правах ребёнка, научить их находить пути решения трудных жизненных ситуаций, опираясь на положения основных правовых документов.
Класс – 3
Цель:
- Закрепить знание основных статей Конвенции о правах ребёнка через игру.
- Воспитывать у детей уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что закон на их стороне.
- Развивать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению своих оппонентов.
Подготовительная работа
- Чтение русских народных сказок, сказки А. Толстого “Золотой ключик”, “Золушка”, Конвенции ООН о правах ребёнка.
- Распределение ролей.
- Подбор кадров из мультфильма “Золушка”, “Приключение Буратино”.
- Подготовка атрибутов, костюмов для участников.
- Написание плакатов со ст. № 2, 3, 6, 16, 19, 24, 28, 31, 32, 37. Конвенции о правах ребёнка.
- Изготовление телеграммы из Чечни.
- Фонозапись для физминутки (В. Шаинский “Когда мои друзья со мной”).
- “Медицинское заключение” в суд.
Оформление:
- На доске тема занятий и эпиграф:
“Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе
Надо делать хорошо и не надо плохо”.
- 3 стула – для “судьи”, “адвоката”, “прокурора”;
- устанавливается видеоаппаратура с кассетами “Золошка”, “Приключение Буратино”, магнитофон с записью песни В. Шаинского “Когда мои друзья со мной”.
Участники:
- “Судья”, “адвокат” - старшеклассники;
- “прокурор” - учитель;
- “свидетели” обвинения (Буратино, Мальвина, Пьеро – ученики);
- ученик, читающий стихотворение;
- учащиеся 3-го класса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Актуализация знаний.
- Сегодня, ребята, у нас очередное занятие по правам человека. А тема занятия – “Знай свои права”.
- Давайте вспомним, что мы изучаем на этих занятиях?- Что включают в себя законы. В каком документе их можно прочитать?
- А зачем вообще нужны законы в обществе?
II. Целевая установка.
- Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.
Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. — Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.
Погладьте голову — ой, зайчик забрался за шиворот — погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.
III. Внимание!!!
А вот мы и в сказочной стране... /Просмотр м/ф “Золушка”/
- Ребята, скажите, какие нарушения прав Золушки вы заметили?
- Из какого документа эти статьи?
- В каких ещё сказках встречаются нарушения прав ребёнка?
- Я вам тоже приготовила иллюстрации из сказок.
Задание на смекалку: - Рассмотрите иллюстрации к сказкам. Подумайте, какая из них лишняя и почему?
IV. Сюрпризный момент — стук в дверь.
Телеграмма: “Здравствуйте! Меня зовут Вано. Я живу в маленьком горном селении. У меня есть брат и сестра, а когда-то были папа с мамой, бабушка и дедушка. Все мы дружно жили в большом каменном доме среди виноградников. Я ходил во 2 класс школы. Вечерами играл с ребятами в футбол, помогал старшим в хозяйстве. Мечтал вырасти и стать врачом.
Но война лишила меня дома и родителей. Теперь мы живём в подвале, нам нечего есть, нечего одеть, так как одежда сгорела. Младшие простудились и болеют.
Куда нам деться?
Кто защитит нас?”
Обсуждение:
- Ребята, какой документ защитит этих детей?
- Какие права детей нарушены в результате этой войны?
- А как мы можем помочь этим детям?
Давайте, ребята, мы соберём для них посылку со школьными принадлежностями, чтобы эти дети, как и все мы, могли учиться. А в нашем городе учащиеся школы № 2 уже отослали чеченским детям такие посылки. Поможем им. Не зря же поётся в песне В. Шаинского “Там, где трудно одному, справлюсь я с друзьями...”
V. Физкультминутка.
Эта песня, ребята, незаметно привела нас в новую сказку. Посмотрите-ка!!! Наш старый знакомый...
VI. Просмотр м/ф “Приключения Буратино”.
- Какие нарушения прав ребёнка заметили?
- Кто совершил эти нарушения?
- Как поступают с теми, кто нарушает законы?
VII. Итак! Встать! Суд идёт!!!
(инсценировка)
Перед вами, уважаемые граждане,
- Судья — учащийся 11 юридического класса;
- Адвокат — учащийся 11 юридического класса;
Прокурор. Друзья, осмелюсь вам заметить, что в процессе судебного заседания разрешается немного пошуметь, а именно, потопать, но лишь в том случае, если вы с чем-то будете не согласны. Извините!
Судья: Слушается дело гражданина Карабаса-Барабаса, директора кукольного театра. В каких нарушениях он обвиняется?
Прокурор: Уважаемые судья и присяжные и заседатели, мы столкнулись с чудовищными нарушениями прав ребёнка.
Судья: Для дачи показаний вызывается девочка Мальвина.
Мальвина: Я работала в театре Карабаса-Барабаса. Он заставлял играть меня в злых и жестоких пьесах, говорил обидные слова, был груб со всеми артистами - детьми, не пускал нас в школу! Все дети жили в одной комнате, тёмной, и сырой, спали на полу. Он кормил нас хлебом и водой. Этот человек не заботился о нас, хотя мы приносили ему богатство.
Прокурор:
- Вы получили деньги за работу в театре?
- Вы к кому-нибудь пробовали обратиться за помощью?
Судья: Спасибо. Вопросы есть?
Приглашается следующий свидетель — Пьеро.
Пьеро: Меня зовут Пьеро. Я работал в театре. В комедиях меня колотили палками, давали пощёчины и подзатыльники. Хозяин пинал меня ногами, хлестал плёткой, заставлял чистить его ботинки, готовить ему еду.
Судья: Покажите видеокадры, подтверждающие слова Пьеро.
Просмотр видеокадра.
Пьеро: Мы всё время работали, почти не отдыхали.
Адвокат: Пьеро - правонарушитель, он подслушал тайну Карабаса-Барабаса про спрятанные сокровища.
* ШУМ!!!!....
Судья: Замечание не принимается. Слово предоставляется Буратино.
Буратино: Я смотрел комедию про девочку с голубыми глазами и 33 подзатыльника. Мне не понравилось, что там били Пьеро, и я заступился. Меня схватил бородатый человек и захотел меня сжечь.
Адвокат: уважаемый судья! Мой подзащитный не является злодеем. Он создал театр для сирот. Он кормил их, одевал, предоставил кров. Он обещал детям, как отец....
Прокурор: Извините, но вот здесь есть медицинское заключение: “На теле у детей имеются синяки, ушибы, укусы собак”.
Судья: Суд удаляется на совещание.
Заставка — А что думают наши Правознайки по этому поводу?
Ученик:
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем: делать нужно то,
Что благо для других.
Не нужно думать и гадать,
Пытаться описать закон;
Его лишь нужно соблюдать,
Не наносить урон.
Судья: Суд признаёт Карабаса — Барабаса виновным в нарушении Конвенции о правах ребёнка. Были нарушены следующие статьи:
- Ст.2 — подвергал детей дискриминации,
- Ст.б — посягал на жизнь детей, их жильё,
- Ст. 19— оскорблял детей, грубил, эксплуатировал, применяя насилие,
- Ст.24 — наносил вред здоровью,
- Ст.28 — не пускал детей в школу,
- Ст.3 1 — у детей не было свободного времени, они не отдыхали, а только работали,
- Ст.32 — эксплуатировал детей,
- Ст. 37 — издевался над детьми, жестоко обращался.
Суд постановил:
1. Признать Карабаса-Барабаса виновным в нарушении Конвенции о правах ребёнка.
2. Карабас-Барабас должен попросить прощения у детей.
3. Лишить права Карабаса-Барабаса опекать детей.
4. Изгнать Карабаса-Барабаса из театра.
VII. Заключение. - Ну вот и всё. Восторжествовала справедливость, а помогла нам в этом ДРУЖБА.
Продолжение фонограммы.
Дети поют и хлопают в ладоши.
IХ. Подведение итогов. — Ребята, а что вам показалось самым интересным на занятии? Что понравилось или взволновало вас?
Х. Оценка. — Молодцы, ребята! дома обязательно расскажите, какие права вы теперь знаете. И не за горами то время, когда вы повзрослеете и станете старшеклассниками, у вас появится возможность сделать свой выбор и пойти учиться в юридический класс нашей школы.