Внеклассное мероприятие по математике. Игра "Математический поезд"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • привитие интереса к изучению математике; воспитание чувства сотрудничества развитие логического мышления; умение ориентировать в незнакомой ситуации; быстро мобилизовывать свои знания умения и навыки для решения математических заданий;
  • воспитание внимания, стремления к приобретению новых знаний.

Оборудование:

  • оформление станций (учебных кабинетов);
  • подготовка заданий для станций;
  • красочное объявление об игре;
  • маршрутные листы;
  • музыкальное оформление;
  • грамоты и призы для награждения команд.

Описание игры:

В конкурсе принимают участие учащиеся 5-6 классов, состав команды – 7 человек. Каждая команда представляет собой поезд, название которого имеет математический смысл.

1 этап: Представление каждой команды – по 5 минут.

2 этап: Движение команд по станциям, согласно маршрутного листа (Приложение 1), где их участие оценивают в баллах (максимум - 7 баллов)

3 этап: Подведение итогов и награждение.

Станция: Логическая

  1. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня н не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?
  2. В очереди за билетами в кино стоят друзья: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега; Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит?
  3. Три друга: Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае и один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?
  4. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
  5. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?
  6. На даче поселились пятеро мальчиков: Андрюша, Боря, Володя, Гена и Дима; Все были разного возраста: одному был 1 год, одному 2 года, остальным 3, 4 и 5 лет. Володя был самым маленьким, Диме было столько лет, сколько Андрюше и Гене вместе. Сколько лет Боре? Возраст ещё кого из мальчиков можно определить?

Ответы к задачам станции: «Логическая»:

1) Аня в белом платье, Валя — в голубом, Галя—в зеленом, Надя — в розовом.
2) Олег, Юра, Володя, Миша, Саша.
3) Алеша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе.
4) Иванов – слесарь, Борисов – токарь, Семенов- сварщик.
5) Молоко - в кувшине, лимонад – в бутылке, квас – в банке, вода — в стакане.
6) Боре — 4 года, Володе – 1год, Диме — 5 лет.

Станция: Спичечная

1. Из спичек построен «дом». Переложите две спички так, чтобы он повернулся другой стороной. (Рисунок 1).

2. Составьте из 15 спичек фигуру, изображённую на рисунке. Переложите теперь 2 спички так, чтобы образовалась фигура, составленная из пяти равных квадратов. (Рисунок 2)

3. В фигуре, изображённой на рисунке, переложите 5 спичек так, чтобы получилось всего два квадрата. (Рисунок 3)

4. Переложите 6 спичек так, чтобы получилось 4 треугольника и 1 шестиугольник. (Рисунок 4)

5. Переложить 8 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов. (Рисунок 5)

6. Переложите 7 спичек так, чтобы вместо 4 равных треугольников получилось 4 равных четырёхугольника. (Рисунок 6).

Ответы к станции Спичечная (Приложение 2)

Станция: Зоркий глаз.

На доске плакат с отрезками разной длины. Все участники записывают на листочке, какой длины каждый отрезок, определяя на глаз. После этого один участник измеряет отрезки. Все проверяют. Верным считается ответ с погрешностью в 1-2 см.

Станция: Рисовальная.

Ребятам предлагается нарисовать человечка, используя геометрические фигуры: отрезки, треугольники, круги. Все, у кого человечек получился, получают по 1 баллу. Кроме того, при подведении итого, все участники команды, где использовано больше отрезков получают дополнительный приз – линейки; те, кто использовал больше треугольников – треугольники; те, кто использовал больше кругов – транспортиры.

Станция: Танграм.

Участники команды из частей Танграма составляют картинки по трафарету (Рисунок 7).

Решение: (Рисунок 8).

Станция: Ребусная.

Арифметические действия зашифрованы: цифры заменены буквами и звёздочками. Одинаковыми буквами заменены одинаковые цифры, а разными буквами – неодинаковые цифры; звёздочки же поставлены взамен всяких цифр как одинаковых, так и неодинаковых. Каждый ребус может быть расшифрован путём точных и последовательных рассуждений. Восстановите цифры вместо букв и звёздочек.

(Рисунок 9).ъ

Ответы.

1 ребус: 286· 826 = 236236
2 ребус: 987 · 121 = 119427
3 ребус: 3125 : 25 = 125

Литература:

  1. Л.А.Улицкий, А.И.Гармаза, «Смекалка. Выпуск 1», Минск, «Вуал», 1994г.
  2. В.Ю.Сафонова «Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», Москва, «ВЕНТАНА-ГРАФ», 1994г.
  3. О.С.Шейнина, Г.М.Соловьёва, «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы», Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.