Урок русского языка в 3-м классе "Виды глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать понятие “виды глаголов”.

Задачи:

  • научить детей распознавать виды глаголов.
  • научить находить нужную информацию и переводить ее в другую систему (из схемы в словесную).
  • совершенствовать умение работы в паре и группе.

Ход урока

1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у нас урок уж больно важный!

- Урок у нас действительно сегодня очень важный.

- Почему? (Гости пришли. Наверно, как всегда, то-то важное узнаем.)

- А что будет этим важным, т.е. определить тему урока нам поможет игра “Убери лишнее”. Из перечня слов, которые появятся на экране, нужно будет убрать лишнее, согласно инструкции.

Попробуйте работать в паре, чтобы быть более уверенными в себе и в правильности своего ответа.

- На доске записаны слова: ученик, вид, глагол, прилежный, пришел. (Экран)

- Мысленно уберите прилагательное (прилежный).

- Уберите слово, которое начинается с гласной буквы (ученик).

- А теперь уберите слово с приставкой (пришел).

- Какие слова остались? (вид, глагол).

- Используя оставшиеся слова, подумайте и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Вид глаголов)

- А из этих двух слов какое понятие нам уже известно? (глагол)

Итог: Молодцы, правильно определили тему урока.

2. Усвоение знаний.

- Мы с вами уже начали путешествовать по Острову Глаголов, что мы узнали? А теперь попытаемся, исходя из темы нашего урока, определить круг вопросов, на которые мы должны ответить.

(- Сколько видов глаголов?

- Как различить виды глаголов?)

- Какие вы молодцы, похоже мы с вами думаем одинаково, и компьютер выдает такие же вопросы.

(На доске записаны глаголы: нарисовать, любить, путешествовать, надувать, светить, скопить, смотреть, построить, жить)

- Глаголам уже не терпится узнать, какого они вида.

- Они просят нашей помощи поскорее разделить их на группы по видам.

(Дети показывают сигнал помощи)

- Ребята, что я вижу, почему столько знаков вопросов?

(Мы не можем справиться с этим заданием)

- Почему?

(Мы не знаем, сколько видов и как их различать, т.е. каким способом)

- А как мы это можем узнать?

(Обратиться к учебнику.)

- Давайте попробуем найти ответы на поставленные вопросы в учебнике на странице 177.

(Работа в группах)

(Защита ответов детей).

- Теперь внимательно слушаем гипотезы ребят и проверяем, сходно ли ваше мнение с мнением этой группы.

- Чего не хватает в этой схеме, чтобы подтвердить свой вывод? (Примеров)

- Какая группа еще может повторить это правило, уже с примерами?

Итог. – Молодцы, я хочу отметить, что вы не просто узнали о видах глаголов и способе как определить вид, но и показали, что почти все умеете выбирать информацию из учебника и читать схему.

3. Первичная проверка.

- Так как вы узнали, какого вида бывают глаголы, и знаете способ определения вида, наконец, мы можем выполнить задание распределить жителей Острова Глаголов по видам.

(Распределение домиков-глаголов по группам)

(Учитель помогает слабым ученикам, они по одному выходят к доске и распределяют глаголы)

(Проверка)

- Некоторые ребята помогли нам проверить часть задания, а теперь вы оцените свою работу.

– Сумели мы справиться с этим заданием?

- Что вам помогло? (Мы знали способ определения вида глаголов).

- В каком порядке нужно было действовать? (Прочитать глагол, задать вопрос, определить его вид.)

Итог. С этим вы справились хорошо, оцените себя по линейке успешности.

4. Физминутка.

А сейчас пришло время отдыхать с пользой, но отдыхать будем, выполняя одновременно полезное дело. Я буду называть глаголы, которые обозначают, чем мы занимаемся в школе. Если глагол совершенного вида - стоите, а если глагол несовершенного вида - приседаете. А самые внимательные должны захлопать в ладоши, если действие глагола не характерно для нашего класса.

- Учить (несов.), написать (сов.), прочитать (сов.), решать (несов.), дежурить (несов.), опаздывать (несов.)

- Молодцы, справились и глагол “опаздывать” нашли.

5. Закрепление изученного.

- Наш любимый друг Глазастик, узнав про виды глаголов, решил пошутить, нарисовав такую картинку.

- Направляем лучик на картинку.

- Сравните рисунки, в чем их различие?

(На первом рисунке в зеркале отражается мальчик в совершенном виде, а во втором несобранный - несовершенного вида)

- Что сделал мальчик на первой картинке? (совершил действие – причесался)

- Что нужно сделать мальчику на второй картинке? (причесаться)

- На первой – причесался, а второму надо … (причесаться)

- Вот видите, ребята, может и таким советом Глазастика кто-то воспользуется.

- Ребята, посмотрите, какое задание предлагает вам Мудрейкин. (читают)

(Запишите фразеологизмы, замените их глаголами и определите их вид

Брать быка за рога -……………………

Водой не разольешь - …………………

Бить баклуши - ………………………..

Заварить кашу - ………………………..)

- Он хочет еще раз проверить, хорошо ли вы усвоили его урок. (Работа с фразеологизмами)

(Проверка на экране)

Итог. – Ребята, при выполнении задания, что было сложно?

6. Контроль.

Упр. 159.

- Надеюсь, что контрольное задание будет легко выполнить.

7. Итог.

- Сумели мы найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (линейка успешности)

- Ребята, кто продвинулся вверх к концу урока? А кто остался на той же позиции, но выше середины?

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке с помощью глаголов. Я – старалась, а вы …?

8. Домашнее задание.

- Задание на дом предлагаю на выбор:

1. Придумать небольшую сказку, используя глаголы и, подводя их к волшебным зеркалам, определить их вид.

2. По картинкам на странице 179 придумать предложения и определить вид глаголов.

Презентация.