Цель: дать понятие “виды глаголов”.
Задачи:
- научить детей распознавать виды глаголов.
- научить находить нужную информацию и переводить ее в другую систему (из схемы в словесную).
- совершенствовать умение работы в паре и группе.
Ход урока
1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у нас урок уж больно важный!
- Урок у нас действительно сегодня очень важный.
- Почему? (Гости пришли. Наверно, как всегда, то-то важное узнаем.)
- А что будет этим важным, т.е. определить тему урока нам поможет игра “Убери лишнее”. Из перечня слов, которые появятся на экране, нужно будет убрать лишнее, согласно инструкции.
Попробуйте работать в паре, чтобы быть более уверенными в себе и в правильности своего ответа.
- На доске записаны слова: ученик, вид, глагол, прилежный, пришел. (Экран)
- Мысленно уберите прилагательное (прилежный).
- Уберите слово, которое начинается с гласной буквы (ученик).
- А теперь уберите слово с приставкой (пришел).
- Какие слова остались? (вид, глагол).
- Используя оставшиеся слова, подумайте и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Вид глаголов)
- А из этих двух слов какое понятие нам уже известно? (глагол)
Итог: Молодцы, правильно определили тему урока.
2. Усвоение знаний.
- Мы с вами уже начали путешествовать по Острову Глаголов, что мы узнали? А теперь попытаемся, исходя из темы нашего урока, определить круг вопросов, на которые мы должны ответить.
(- Сколько видов глаголов?
- Как различить виды глаголов?)
- Какие вы молодцы, похоже мы с вами думаем одинаково, и компьютер выдает такие же вопросы.
(На доске записаны глаголы: нарисовать, любить, путешествовать, надувать, светить, скопить, смотреть, построить, жить)
- Глаголам уже не терпится узнать, какого они вида.
- Они просят нашей помощи поскорее разделить их на группы по видам.
(Дети показывают сигнал помощи)
- Ребята, что я вижу, почему столько знаков вопросов?
(Мы не можем справиться с этим заданием)
- Почему?
(Мы не знаем, сколько видов и как их различать, т.е. каким способом)
- А как мы это можем узнать?
(Обратиться к учебнику.)
- Давайте попробуем найти ответы на поставленные вопросы в учебнике на странице 177.
(Работа в группах)
(Защита ответов детей).
- Теперь внимательно слушаем гипотезы ребят и проверяем, сходно ли ваше мнение с мнением этой группы.
- Чего не хватает в этой схеме, чтобы подтвердить свой вывод? (Примеров)
- Какая группа еще может повторить это правило, уже с примерами?
Итог. – Молодцы, я хочу отметить, что вы не просто узнали о видах глаголов и способе как определить вид, но и показали, что почти все умеете выбирать информацию из учебника и читать схему.
3. Первичная проверка.
- Так как вы узнали, какого вида бывают глаголы, и знаете способ определения вида, наконец, мы можем выполнить задание распределить жителей Острова Глаголов по видам.
(Распределение домиков-глаголов по группам)
(Учитель помогает слабым ученикам, они по одному выходят к доске и распределяют глаголы)
(Проверка)
- Некоторые ребята помогли нам проверить часть задания, а теперь вы оцените свою работу.
– Сумели мы справиться с этим заданием?
- Что вам помогло? (Мы знали способ определения вида глаголов).
- В каком порядке нужно было действовать? (Прочитать глагол, задать вопрос, определить его вид.)
Итог. С этим вы справились хорошо, оцените себя по линейке успешности.
4. Физминутка.
А сейчас пришло время отдыхать с пользой, но отдыхать будем, выполняя одновременно полезное дело. Я буду называть глаголы, которые обозначают, чем мы занимаемся в школе. Если глагол совершенного вида - стоите, а если глагол несовершенного вида - приседаете. А самые внимательные должны захлопать в ладоши, если действие глагола не характерно для нашего класса.
- Учить (несов.), написать (сов.), прочитать (сов.), решать (несов.), дежурить (несов.), опаздывать (несов.)
- Молодцы, справились и глагол “опаздывать” нашли.
5. Закрепление изученного.
- Наш любимый друг Глазастик, узнав про виды глаголов, решил пошутить, нарисовав такую картинку.
- Направляем лучик на картинку.
- Сравните рисунки, в чем их различие?
(На первом рисунке в зеркале отражается мальчик в совершенном виде, а во втором несобранный - несовершенного вида)
- Что сделал мальчик на первой картинке? (совершил действие – причесался)
- Что нужно сделать мальчику на второй картинке? (причесаться)
- На первой – причесался, а второму надо … (причесаться)
- Вот видите, ребята, может и таким советом Глазастика кто-то воспользуется.
- Ребята, посмотрите, какое задание предлагает вам Мудрейкин. (читают)
(Запишите фразеологизмы, замените их глаголами и определите их вид
Брать быка за рога -……………………
Водой не разольешь - …………………
Бить баклуши - ………………………..
Заварить кашу - ………………………..)
- Он хочет еще раз проверить, хорошо ли вы усвоили его урок. (Работа с фразеологизмами)
(Проверка на экране)
Итог. – Ребята, при выполнении задания, что было сложно?
6. Контроль.
Упр. 159.
- Надеюсь, что контрольное задание будет легко выполнить.
7. Итог.
- Сумели мы найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (линейка успешности)
- Ребята, кто продвинулся вверх к концу урока? А кто остался на той же позиции, но выше середины?
- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке с помощью глаголов. Я – старалась, а вы …?
8. Домашнее задание.
- Задание на дом предлагаю на выбор:
1. Придумать небольшую сказку, используя глаголы и, подводя их к волшебным зеркалам, определить их вид.
2. По картинкам на странице 179 придумать предложения и определить вид глаголов.