Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание слов с гласными И, А, У после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить правила написания слов с гласными после шипящих.

Д.-К. отследить уровень прочности знаний правил, умения их применять.
Ц.-О. формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: карта путешествия, дерево – пальма, изображение бананов, головные уборы (у учителя - ободок с надписью «Капитан», у детей - «Юнга»), картинки с изображением лиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

II. Подготовка к учебно-познавательной деятельности

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по океану ГРАМОТНЫХ. Представьте, что наш класс – красивый корабль с алыми парусами, а вы – юнги на этом корабле, я – ваш капитан, а это – карта путешествия.

А называется наш корабль «Грамотей».
Итак, отправляемся в путешествие по островам океана Грамотных.
Поднять паруса!

Дети. Есть, поднять паруса!

Учитель. Полный вперёд!

Дети. Есть, полный вперёд!

Учитель. Погода отличная, океан спокойный. Наш корабль взял курс к острову (дети хором читают название) БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ. Чтобы не потеряться, не погибнуть в пути, нашими спасательными средствами будут хорошее знание правил, грамотное письмо и красивый почерк.

Подготовим глазки к письму (дети выполняют упражнения глазками «влево», «вправо», «вверх», «вниз»).

Готовим пальчики к письму (упражнение «Апельсин»).

1. Минутка чистописания

На доске прописаны буквы: и у а.

Назовите буквы. Какие они обозначают звуки? (гласные). Докажите.

Что общего в написании букв вы заметили? (палочка с закруглением внизу).

Этот элемент необычный, он может превращаться в букву (у доски дети предлагают варианты «превращений». Учитель показывает правильность соединений в буквах и у а.)

А теперь попробуйте сами это сделать до конца строчки.

Ребята, пока мы писали, получено тревожное сообщение: «Некоторых жителей нашего острова захватили в плен осьминоги. Помогите!»

2. Словарная работа

На доске слова: л_сица, к_ р_ндаш, р_бота, р_бочий, ч_йка.

Что это за слова? (Слова с непроверяемым написанием).

Чтобы сразиться с осьминогами, вы должны вспомнить, как они пишутся. Спишите слова, вставьте нужные гласные. (Один ученик у доски).

Проверка. «Освобождение слов от осьминогов».

Итог. Удалось ли освободить слова от осьминогов?

Работа со словом-ловушкой.

Какое слово может быть лишним? (чайка). Почему? Вот и главная задача нашего урока – правильно писать, в том числе и слова с шипящими согласными.

Мы приближаемся к острову ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Плаванье продолжается. Полный вперёд!

3. Постановка задач урока

На горизонте остров (читают хором) Шипящих Согласных.

Ребята, как вы думаете кто жители этого острова? (Шипящие согласные).
Как можно связать слово ЧАЙКА с названием острова Шипящих?

Не зря летают «чайки» над островом Шипящих (слушаются высказывания детей по цели урока).

Сегодня на уроке мы закрепим правила написания слов с гласными после шипящих, потренируемся в написании слов с этой орфограммой.

Назовите шипящие согласные (ж, ш, ч, щ).
С какими гласными дружат? (и, у, а)
Где мы уже встречались с этими гласными? (дети должны вспомнить, что с ними встречались вначале урока на минутке чистописания).
Получилось ли у вас правильное написание букв?
Подсчитайте, сколько раз вы написали эти буквы правильно (слушаются ответы).

4. Физ. минутка

На этом острове звучит всегда музыка. (Включается песня «Чунга-Чанга»).
Вам она нравится? Давайте потанцуем! ( дети выполняют ритмичные движения).

III. Закрепление изученного материала

Пока мы танцевали, жители острова приготовили для нас игру «Волшебное дерево».

Задание. Вставить вместо пропущенной буквы изображение банана, на котором написана гласная буква.

Предлагаю провести соревнование по командам. Представители выходят к доске. Следующий ученик выходит после того, когда сделано задание.

Проверка. Проверяем глазками, если допущена ошибка, подаём сигнал - хлопок.

Сколько новых слов выросло на наше правило, давайте прочитаем.
Запишите эти слова по памяти, подчеркните орфограмму (доска закрыта).

Проверка (доска открыта). Проверьте, правильно ли написали.

Итог
Кто допустил ошибки?
Кто правильно написал?
Удалось ли справиться с этим заданием? Кому ещё трудно?

IV. Домашнее задание

У вас есть возможность написать 10 слов на это правило. Постарайтесь написать новые слова, которые мы ещё не писали на этом необычном острове.

А сейчас давайте пофантазируем, составим сказки - небылицы, используя эти слова: по командам (образуется 3 команды).

Пример
а) Животные чашку нашли. В ней плавала щука. Она ела чудо-щавель.
б) В чаще жираф отдыхал. Он видел, как мыши катались на лыжах и чайки загорали.

Проверка. Кто внимательный, сколько слов на изученное правило употребили?

Ребята, мы учились составлять пока отдельные предложения и небольшие тексты, а в дальнейшем – это будут огромные рассказы.

Итог. Смогли ли удивить, насмешить жителей города?

Задание выполнено. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой.
Поднять якоря! Полный вперёд!

Путь домой нелёгок. Нужно проплыть по узенькому проливу мимо острова ОШИБОК, не сделав ошибку.
Пока мы добираемся до дома, нам нужно показать свои знания, исправить ошибки в предложении.

Проверка реального результата обученности (работа по вариантам).

Запишите предложение правильно, не сделав ни одной ошибки.

Луна освещяла лесную чящю (первый вариант).
Для зелёного борщя нужен щявель (второй вариант).

V. Итог

1. Наш корабль «Грамотей» взял курс домой, в Россию. Наши знания – надёжное спасательное средство. Мы с вами не просто путешествовали, а ещё запоминали написание слов с гласными после шипящих.

Нарисуйте линеечку успешности на полях. Обозначьте, как вы справились с работой на уроке, каков уровень ваших в спасательных средств – знаний, которые не дали вам утонуть.

2. Давайте оставим фотографию на память. Изобразите ваше настроение (дети изображают настроение на картинках).