Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. ( 1 )
Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Вот уже 15 лет мы работаем воспитателями в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи. Игра детей, поступающих в компенсирующую группу с общим недоразвитием речи, имеет ряд особенностей: дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам), замкнутость, подчиняемость.
Таким образом, перед нами встает задача объединить детей в единый коллектив, научить общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения. Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных навыков.
Для этого необходимо:
а) знать условия развития и становления игры как деятельности, в рамках которой будут решаться воспитательные задачи;
б) знать особенности ступеней развития общения в дошкольном возрасте;
в) определить методы и приемы на каждом этапе руководства развитием сюжетно – ролевой игры.
Н.М.Крылова выделяет 5 компонентов сюжетно-ролевой игры:
цель |
предмет |
средства |
действие |
результат |
Стремление |
Знания, действия, которые будут изображены (то, что ребенок наблюдает). |
Роли, |
Игровые действия, игровые взаимоотноше-ния, отношение к игрушкам, выполнение правил. |
Удовлетворение, самооценка (ответ на вопрос: какой я? + оценка кол-ва детей и педагога). |
Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой. ( 5 )
Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях, определенных сюжетом игры; контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре. ( 2 )
Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «все делить поровну, а не хватает - сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь» и т.д . Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.
В методике руководства игрой Н.М.Крылова выделила 4 этапа (направления). ( 5 )
I этап. Подготовительный
Задачи:
- Выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей.
- Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях.
II этап. Обучение игре
Задачи:
- Обеспечить становление всех компонентов игры.
- Создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре.
- Учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям.
III этап. Собственные игры детей
Задачи:
- Выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).
- Проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль).
IV этап. Творческая игра на уровне самостоятельности
Задачи:
- Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.
- Изучать личность ребенка.
- Формировать коллективные взаимоотношения детей.
Педагоги – психологи В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова выделили 4 типа взаимодействия и сотрудничества, которые являются последовательно развивающимися уровнями общения ребенка со сверстниками. ( 3, 4 )
1 тип – дети никак не общаются между собой и не обращаются друг к другу.
2 тип – дети обращают внимание на подсказки взрослого, эпизодически общаются со сверстниками.
3 тип – между детьми возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер. Здесь дети пытаются договориться и согласовать свои действия.
4 тип – развитие сотрудничества характеризуется тем, что у детей устанавливаются определенные отношения со сверстниками. Свои действия они соотносят с действиями другого, планируют последовательность действий.
Знания условий развития и становление игры как деятельности, особенностей ступеней развития общения в дошкольном возрасте позволило нам выбрать эффективные формы, методы и приемы руководства развитием сюжетно – ролевой игры на каждом этапе. Предлагаем вашему вниманию методическую разработку сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле в Арктику». (Приложение.)
Список рекомендуемой литературы
1. Е. Е. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: «Просвещение», 1984 г.
2. Д. В Менджеринская. Воспитание детей в игре. – М.: «Просвещение», 1979 г.
3. Р. И. Жуковская. Игра и её педагогическое значение. – М.: «Просвещение», 1975 г.
4. В. Г. Нечаева.,Т.А. Макрова. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1975 г.
5. Н. М. Крылова. Программа «Детский сад – «Дом радости ребенка»». – М.: «Просвещение», 1998 г.