Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «В гостях у Файлика» в нашем детском саду.
Проект выполняет педагогический коллектив Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида «Санаторный» с целью эффективного решения проблем в вопросах информатизации дошкольного образования. Аудитория проекта представлена детьми, педагогами, родителями и социумом.
Целью и задачами является формирование информационной культуры у всех участников и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.
Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через совместные занятия в Школе педагогов «Информационная культура педагога», через проведение конкурсов, родительских и педагогических конференций, занятий с детьми.
Продолжительность проекта – 3 года.
Проект «В гостях у Файлика»
Исполнитель. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида “Санаторный”.
Руководитель проекта. Дорофеева Т.В., заведующая МДОУ, высшая квалификационная категория.
Координатор проекта. Гирш И.С. педагог-психолог, I квалификационная категория.
Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта
- Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
- Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
- Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
- Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
Ожидаемый результат
- Повышение информационной культуры педагогов, родителей.
- Информатизация управления ДОУ.
- Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
- Активизация познавательной деятельности дошкольников.
Участники реализации проекта
- Дети.
- Педагоги.
- Родители.
- Социум.
Этапы реализации проекта
Этапы |
Задачи |
Ожидаемый результат |
I этап |
Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды. |
1. Составление проекта
“В гостях у Файлика”. |
II этап |
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе |
1. Согласованность деятельности всех участников проекта. |
III этап |
Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада. |
Концептуальные положения
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Информационный подход к педагогическому процессу.
- Триединство образовательных целей.
- Педагогическая целесообразность.
- Интеграция.
- Принцип мультимедийности.
- Интерактивный характер.
Проект был представлен на педагогическом совете и был одобрен коллективом. Педагоги осознали значимость использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. На педагогическом совете было принято решение об объединении усилий педагогов, родителей на реализации проекта «В гостях у Файлика».
Наш проект находится на этапе реализации. Закончился первый подготовительный этап.
Мы имеем следующие результаты:
- Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникативных технологиях (приложение 1).
- Разработаны модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей (составлен план работы творческой группы по проекту).
- Каждым педагогом созданы индивидуальные мини-проекты, разработаны конспекты занятий с использованием ИКТ.
- Усовершенствована развивающая среда.
- Проведены консультации, даны практические рекомендации педагогам, родителям по реализации задач (приложение 2).
Частичная реализация проекта позволяет сделать вывод:
- Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
- Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
- Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Литература
1. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).