Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Одно из главных условий внедрения компьютера в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «В гостях у Файлика» в нашем детском саду.

Проект выполняет педагогический коллектив Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида «Санаторный» с целью эффективного решения проблем в вопросах информатизации дошкольного образования. Аудитория проекта представлена детьми, педагогами, родителями и социумом.

Целью и задачами является формирование информационной культуры у всех участников и интеграция информационных технологий в процессы воспитания и обучения.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через совместные занятия в Школе педагогов «Информационная культура педагога», через проведение конкурсов, родительских и педагогических конференций, занятий с детьми.

Продолжительность проекта – 3 года.

Проект «В гостях у Файлика»

Исполнитель. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида “Санаторный”.

Руководитель проекта. Дорофеева Т.В., заведующая МДОУ, высшая квалификационная категория.

Координатор проекта. Гирш И.С. педагог-психолог, I квалификационная категория.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта

  • Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
  • Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
  • Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

Ожидаемый результат

  • Повышение информационной культуры педагогов, родителей.
  • Информатизация управления ДОУ.
  • Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Активизация познавательной деятельности дошкольников.

Участники реализации проекта

  1. Дети.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Социум.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап
Подготовительный

Август-октябрь 2007

Изучение опыта работы и создание информационно – коммуникационной среды.

1. Составление проекта “В гостях у Файлика”.
2. Разработка модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей.
3. Создание индивидуальных мини-проектов по заданной тематике.
4. Усовершенствование развивающей среды.
5. Создание банка данных.

II этап
Реализация

октябрь 2007-апрель 2010

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

1. Согласованность деятельности всех участников проекта.
2. Повышение эффективности процесса обучения.
3. Активизация познавательной деятельности детей.

III  этап
Результативность проекта

май 2010

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада.

Концептуальные положения

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Принцип охраны здоровья детей.
  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Триединство образовательных целей.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Интеграция.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.

Проект был представлен на педагогическом совете и был одобрен коллективом. Педагоги осознали значимость использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. На педагогическом совете было принято решение об объединении усилий педагогов, родителей на реализации проекта «В гостях у Файлика».

Наш проект находится на этапе реализации. Закончился первый подготовительный этап.

Мы имеем следующие результаты:

  • Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникативных технологиях (приложение 1).
  • Разработаны модели комплексного сопровождения детей, педагогов и родителей (составлен план работы творческой группы по проекту).
  • Каждым педагогом созданы индивидуальные мини-проекты, разработаны конспекты занятий с использованием ИКТ.
  • Усовершенствована развивающая среда.
  • Проведены консультации, даны практические рекомендации педагогам, родителям по реализации задач (приложение 2).

Частичная реализация проекта позволяет сделать вывод:

  • Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
  • Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
  • Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Литература

1. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).