Цели урока:
- закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
- формировать умение соотносить окончания глаголов одного спряжения в разных лицах;
- расширять кругозор детей, знания о цветах, их месте и значении в жизни человека, об их разумном использовании;
- развивать в детях чувство прекрасного.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением цветов; птички – колибри;
- карточки к заданию «Ромашка»;
- схемы окончаний 1 и 2 спряжения глаголов;
- изречение к заданию «Догадайся»;
- слова Г.-Х.Андерсена, «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Упражнение в чистописании
Цц цц
Цвет цветок цветник цветут.
- Что вы можете сказать об этих словах? Какое из них лишнее? (Слова однокоренные, лишнее слово-глагол.)
3. Игра «Найди лишнее слово»
(Запись на доске.)
Цветёт, стоит, поёт, ждёт, жуёт.
Звенят, молчат, зовут, шелестят.
Несут, сидят, плыть, берегут.
- Спишите слова по строчкам без лишних слов, определите спряжение.
4. Введение в тему урока
- Кто сможет, опираясь на предыдущие задания, ответить на вопрос: о чем будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе, о спряжении глаголов.)
5. Определение подтемы урока
(Используются слова из минутки чистописания.)
- Какой корень в словах? Общее смысловое значение, с чем связано? (С цветами.)
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать нашу жизнь возвышенней и чище.
6. Словарная работа
В словах словарных есть и овощи и фрукты
Животные и даже инструмент.
А вот цветов прекрасных и воздушных
Не выделишь ни на один момент.
Но не беда, не стоит унывать,
Мы просто так напишем их повсюду:
И справа, слева, снизу, и опять везде, где можно…
Даже на посуде.
- Какие словарные слова вы услышали? Запишите их.
7. Работа над темой урока
1) «Догадайтесь!»
- В зашифрованной здесь народной мудрости все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены.
Ток втаварыщие вецыт, тот нисортип содьрат бесе и дюмял. (Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям.)
- Назовите глаголы, определите их спряжение. Измените глаголы так, чтобы они стояли в 3 лице мн.ч.
2) Игра «Ромашка»
а) Отгадайте загадку.
Золотая середина
И лучи идут кругом,
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом.
(Ромашка)
- А что вы знаете о ромашке?
б) Чтение стихотворения детьми.
- Назовите глаголы, какие услышали, определите их спряжение.
Где клевера красная кашка
Медовый струит аромат
Растет золотая ромашка,
Одетая в белый наряд.
Жжет солнце ее, но не губит,
Не сломит степной ветерок,
Лишь тот, кого «любят», «не любят»
Сорвет этот нежный цветок.
- Какую картину вы представили, слушая эти строки? (На ромашке гадают, часто губя цветок.)
- А мы погадаем на «знает» - «не знает» и не будем срывать лепесток.
в) Распределите слова в два столбика.
(На доске лепестки-слова, серединка-спряжение. Дети по очереди выходят и прикрепляют листочек к нужной серединке, остальные в два столбика пишут в тетради.)
Разгрызёт, ведёте, отстаёт сидим, позовите, затрещите, зашуршат, кричите, лежим, цветёшь.
- Допишем столбики глаголами из стихотворения. (Повторно стихотворение читает учитель, дети записывают на доске и в тетради.)
3) А знаете ли вы?
- Что в разных странах отмечают цветочные праздники? А хотите узнать как?
а) Под диктовку запишите:
- В разных странах люди отмечают праздники цветов. (Разбор предложения по членам предложения.)
- Во Франции это праздник ландышей. Люди ими украшают комнаты, подоконники, а затем устраивают танцы. (Найдите глаголы, выделите окончания, определите спряжения.)
б) Выборочное письмо- выписать только глаголы.
- В Германии празднуют день фиалок. Фестиваль тюльпанов проходит в американском городе Холен. Кстати, «тюльпан» в переводе с персидского - «тюрбан», «чалма» («головной убор»).
- В Париже на празднике роз королева праздника сидит в венке из роз на голове.
- А в Югославии день мимозы начинают шествием стрелков. А потом все поют и танцуют на площадях с веточками мимозы в руках. (Определите спряжение и лицо выписанных глаголов.)
4) Вставьте пропущенные окончания
- Далеко-далеко за морям, за горами, за высокими лесами жила птичка-цветок-колибри. Самая маленькая из них была чуть побольше шмеля, а самая большая - чуть побольше воробья. Крыльями она может так быстро махать, что и не заметишь. Вот и смахнула колибри нечаянно все окончания у глаголов. Ваша задача, ребята, восстановить их.
Чита__ книгу; блест__ на солнце; пищ___ далеко; гры___ орехи; бег___ по дороге; крич___ громко; прыга___ высоко; по__ вдохновенно.
(Записать в тетради, проверка.)
- Какие окончания дописали и почему? С любым сочетанием составьте и запишите предложение.
- А это интересно! Соберите рассыпавшееся предложение.
А, (К,к)итае, вар_, в, лилии, молоке, в.
В, странах, некоторых, огуречной, засахарива_, травы, цветки.
8. Развитие речи
- С помощью трёх нот здесь зашифровано высказывание о цветах великого датского сказочника Г.-Х. Андерсена.
Чтодобы жимить, нуждоноре солминцдое, своребомидадо ире мамиленьдокирей цвемитодочек.
(Звучит отрывок из «Вальса цветов» П.И Чайковского.)
- Составьте и запишите несколько предложений о своём любимом цветке.
9. Итог работы
- Над какой темой сегодня работали? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
10. Домашнее задание
- Нарисовать рисунок любимого цветка или найти иллюстрацию, подобрать загадки, стихи о цветах.
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы-
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят,
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Литература
1. Л.И.Жук «Ты так давно не даришь мне цветы».
2. Журнал. «Юный натуралист», №2/02г.
3. Е.Н.Анашкина «Весёлая ботаника».