Цели
1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.
Оборудование
1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
5. Карточки для слов.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись песни о дружбе.
8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.
Ход занятия
I. Организационный момент
Пролетело лето, как комета,
Листья на деревьях пожелтели…
Кончились каникулы и лето,
И за парты школьники вновь сели …
Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
Причесанные, с бантиками девочки сидят!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, внимательно глядят!
- Что ж, можно начинать.
II. Вступительное слово учителя
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)
- Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.)
- Войдем в него.
III. Повторение знаний о волшебных словах
- Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.)
- Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
- Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.
(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)
- Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:
Мой подарок я вручила,
То есть радость получила
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне
от подарка моего -
стало два из одного!
Э. Машковская
- Открываем куб.
(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)
- Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Ученик читает стихотворение «Добрые слова».
За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Ученик читает стихотворение «Доброго пути».
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Ученик читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если, я все же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
1 ученик:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
2 ученик:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
IV. Беседа о вежливости
- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)
1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»
- А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
- А что же происходит в наши дни?
2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)
- Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, - и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!
3. Чтение стихотворения учащимися
- А о чем мечтают и взрослые, и дети?
1 ученик:
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
2 ученик:
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.
Физ. минутка «Вежливые животные»
- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
Возможный вариант:
- жирафы (наклоны вперед);
- антилопы (поднятие ног поочередно);
- львы (повороты вправо влево);
- обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
- медведи (вращение головы).
V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса
- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)
- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
(Дети читают.)
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
(Обсуждение совета учащимися.)
3 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
(Обсуждение совета по вопросам.)
4 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
(Обсуждение совета учащимися.)
- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.
VI. Беседа о дружбе, о друзьях
- Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)
Работа со словами «дружба», «друг».- Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)
- Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг».
(Учитель читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
- Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.
(Звучит песня о дружбе.)
Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
- Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)
- Вы правы.
- Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?
(В башне Мира и Добра.)
VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»
- Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.
Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?
(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)
- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.
Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
Доброе слово дороже богатства.
На добрый привет – добрый ответ.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)
- На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?
(Ученица читает стихотворение о мире.)
Есть на свете слово –
Нужное и важное,
Словно солнце, греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное, теплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.
- Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.
VIII. Итог занятия
- Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
- Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.
(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)
- Прочитайте свое слово.
(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)
Мы любим писать слова земные:
«Мама», «школа», «счастье», «доброта» … -
Светлые, понятные, родные,
Важные для всех людей слова!
- Спасибо! Занятие окончено.