Игра-занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с элементами экспериментальной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема. «Волшебные клубки».

Задачи

1.Стимулировать к использованию обследовательских действий в определении характеристик клубков (цвет, форма, размер, фактура поверхности, твёрдость, мягкость).
2. Создавать условия для сопоставления повторно воспринимаемых качеств предметов (пушистый, гладкий).
3. Побуждать детей к практическим действиям, помогающим увидеть новое использование знакомого предмета.

Материалы

1. Клубки (по количеству детей) в разных корзинках (разного цвета, одинакового размера и фактуры; одинакового размера, цвета, фактуры; двух цветов, разные на ощупь: пушистые и гладкие; двух цветов, разного размера, разные по плотности: мягкие и твёрдые; двух цветов, разного размера, из пряжи разного качества: быстро намокающие и медленно намокающие).
2. Макет домика, игрушки, выполненные из разноцветных клубков: кукла, пирамидка, собачка, клубок-прыгун.
3. Две белых салфетки разной фактуры: гладкая и пушистая.
4. Тканевая дорожка с наклеенными кругами-проекциями двух размеров.
5. Материал «Плавает- тонет» на каждого ребёнка (поднос, миска с водой, ситечко, маленькая невысокая чашка, салфетка).
6. Краски разного цвета в тарелочках по количеству детей, большой лист бумаги для общей работы, влажные салфетки.
7. Поднос с бусами, выполненными из клубков разного цвета.
8. Горшок с комнатным растением, с закреплёнными в нём палочками – спицами.

Ход занятия

Подготовка среды

В группе на низком столике стоит макет домика с окнами-нишами, в которых расположены игрушки, сделанные из клубков разного цвета и размера. На других столиках стоят корзинки с клубками, прикрытые салфетками. За ширмой или в изолированной зоне подготовлены столы для экспериментальной деятельности.

I часть. Обследование

Педагог с детьми заходит в группу и обращает внимание на дом (Рисунок 1):

- Посмотрите, у нас в комнате появилось что-то интересное.

У нас дом чудесный есть,
А игрушек в нём не счесть.

Взрослый показывает по одной игрушке детям и расхваливает их.

Вот красивая игрушка.
Это куколка – Катюшка!
Закрывать умеет глазки,
Когда спит в своей коляске. (Рисунок 2)

- А вы умеете закрывать глазки? Покажите. А теперь откройте. Катюша хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут? (Педагог от имени куклы знакомится с детьми, обыгрывает куклу.)

Есть игрушка другая –
Пирамидка цветная.
Клубок на клубок
Надет на стерженёк. (Рисунок 3)

Вместе с детьми изображают руками, как собирают пирамидку.

Ещё собачка Жучка,
У неё хвостик – закорючка.
С детишками играет,
Очень громко лает. (Рисунок 4)

Педагог играет с детьми: «лает», «догоняет».

- Вы уже догадались, из чего сделаны все игрушки в доме? (Из клубков.)

Вот клубок – прыгун забавный,
Посмотрите, какой он славный.
Он не любит тех, кто плачет.
Любит тех, кто быстро скачет. (Рисунок 5 )

Взрослый предлагает детям поскакать, попрыгать.

- Вы хотите поиграть с клубками? Давайте посмотрим и поищем их.

В это время помощник незаметно для детей рассыпает по ковру клубки (клубки одного цвета, размера, фактуры). Педагог предлагает взять понравившийся клубок и присесть на ковёр.

- Что вы принесли в руках? Нравятся вам клубки? Я тоже нашла клубок и хочу с ним поиграть.

Взрослый держит клубок в руках, гладит его и приговаривает:

Клубочек – клубок,
Мы погладим твой бок,
Рукой аккуратно
Нам гладить приятно.

- Погладьте свой клубок. Вам приятно гладить? Почему? Какой клубок по форме? (Круглый.)

Ещё клубочек можно покатать,
Ребятам очень весело играть. (Рисунок 6)

- Покатайте клубок рукой, а затем другой. Чем можно ещё можно покатать клубок? Носиком. Лобиком. Локотком. Другим. Ножкой. Другой. Почему клубок легко катать? (Потому что он круглый по форме, шарообразный.) На что похож по форме клубок? (На мячик, на шар, на яблоко.)

Мы клубочки покатали
И в корзинку их собрали.

Дети кладут клубки в корзинку.

- Какие по форме клубки мы положили в корзинку? (Круглые по форме, шарообразные.)

Педагог ставит корзинку на полочку или около домика.

- Хотите, я вам покажу другие клубки?

Дети с педагогом подходят к столику, где стоит закрытая салфеткой корзинка. Взрослый снимает салфетку. В корзинке лежат клубки разные по цвету.

- Ах! Какие разноцветные клубки лежат в корзинке! Возьмите клубок. Я хочу похвалиться цветом своего клубка. Мой клубок оранжевого цвета, такого же цвета, как у морковки. Похвалитесь цветом своего клубка.

Все дети рассказывают о цвете клубков.

- Я придумала, что можно сделать из клубков разного цвета. Мы наденем их на палочки в этом горшочке. (Рисунок 7)

Дети с помощью взрослого накалывают клубки на палочки, установленные в горшке комнатного растения. Педагог предлагает полюбоваться цветком.

- Какое красивое растение! Мне очень нравится наш цветок! А вам нравится наше растение? Какого цвета распустились на нём цветы? Растение зацвело разноцветными цветами. Пусть оно стоит около нашего домика. А мы пойдём дальше играть с клубками.

Дети переходят к другому столику, где стоят две корзинки с клубками разной фактуры (пушистые и гладкие). Педагог предлагает взять клубки из одной корзинки.

- Потрогайте клубок. Какой он на ощупь? Можно провести им по ручке, можно прикоснуться к щёчке. Вам нравится этот клубок? Почему? Какой он на ощупь? А теперь возьмите из другой корзинки клубок. Потрогайте его. Он тоже на ощупь пушистый? Какой он на ощупь? Возьмите два клубка. Какой клубок больше нравится на ощупь? Клубки на ощупь бывают разные: и пушистые, и гладкие.

- У меня есть салфеточки. Одна на ощупь пушистая, а другая – гладкая. Положите пушистые на ощупь клубки на пушистую салфетку, а гладкие – на гладкую на ощупь салфеточку. (Рисунок 8)

Дети раскладывают клубки на салфетки. Взрослый уточняет, какие на ощупь клубки они раскладывают.

- Нас ждут играть другие клубки.

Дети подходят к столику, где стоят две корзинки с клубками разного размера: маленький – большой и разной твёрдости: мягкий – твёрдый.

- Возьмите клубок.

А теперь клубок возьмём
И в руках его сожмём.

- Какой у вас клубок по твёрдости? Здесь ещё есть одна корзинка.

Мы другой клубок возьмём
И опять в руках сожмём.

- А этот клубок какой по твёрдости? Поднимите мягкий клубок вверх, твёрдый клубок спрячьте за спину.

- Возьмите два клубка. Давайте их помереем друг с другом. Приложите клубки друг к другу. Какие клубки по размеру? Покажите маленький клубок по размеру, протяните на руке большой клубок по размеру. Я думаю, что из больших и маленьких по размеру клубков может получиться красивая дорожка.

Педагог на полу раскатывает тканевую дорожку с наклеенными кругами разного размера.

- Каждому клубку найдём своё место. На большие по размеру круги мы положим … (большие) клубки, на маленькие по размеру - положим…(маленькие) клубки. Делайте дорожку. (Рисунок 9)

Дети выкладывают клубки на дорожку.

- Какая красивая дорожка получилась из клубков. Интересно, куда она нас приведёт? Пойдёмте аккуратно вдоль дорожки.

II часть. Экспериментирование

Дети и педагог идут вдоль дорожки в изолированную зону. Здесь стоят столы с подготовленным материалом «Тонет-плавает» на каждого ребёнка.

- Я знаю – здесь нас ждут волшебные клубки.

Показывает детям корзиночку с клубками и предлагает их взять (клубки отличаются скоростью намокания).

- Как вы думаете, что можно сделать с волшебными клубочками? Можно опустить аккуратно их в воду и посмотреть, что же будет.

Дети опускают клубки в воду и наблюдают. Один клубок будет плавать, другой постепенно потонет. (Рисунок 10)

- Что делают клубки? Подуйте тихонько на клубок, и он превратиться в кораблик. Что случилось с большим клубком? (Он утонул.) Надо его спасать. Осторожно доставайте утонувший клубок, чтобы другой не потопить. Он не боится воды, хорошо умеет плавать. Пожалеем клубок. Какой он стал от воды? (Мокрый.) Отожмём с него водичку. Ты, клубочек, не расстраивайся, что не умеешь плавать. Мы тебя лучше научим рисовать. Научим?

Дети переходят к столу, где подготовлены баночки с краской, большой лист бумаги.

- Как будем учить клубок рисовать? Макнём его в краску, и будем оставлять следы на бумаге. Наш клубок превратился в художника.

Дети рисуют клубком на бумаге. (Рисунок 11)

- Замечательно вы научили клубок рисовать. Теперь ему можно отдохнуть, полежать в тарелочке. Что же получилось у нас? Да, это же настоящая чудесная полянка!

- Смотрите, волшебный клубок мне что-то хочет сказать (прикладывает клубок к уху). Он зовёт нас за собой.

Рефлексия

Педагог разматывает клубок и вместе с детьми возвращается к домику. Около домика детей ждёт гусеница, сделанная из клубков. Рядом с ней лежит корзинка с бусами.

- Посмотрите, кто нас ждёт! Это – гусеница. Мы тебе, гусеничка, при помощи клубочков полянку нарисовали. Тебе нравится?

- Гусеница мне сказала, что полянка ей очень понравилась и она рада будет по ней поползать. А ещё сказала, что принесла для вас подарок.

Взрослый показывает детям бусы, сделанные из клубков.

- Подарит тому, кто расскажет о том, что она не видела. Что вы делали на занятии? Чем вам понравилось заниматься?

Дети рассказывают, что им понравилось делать на занятии. Педагог надевает бусы на шею, предлагает показать их другим детям и рассказать, что они делали с клубками, как с ними играли. (Рисунок 12)