Введение.
Перестройка в области народного образования привела к появлению множества образовательных программ, в той или иной степени, решающих задачу личностного развития детей. В настоящее время педагоги ДОУ относительно свободны в выборе: наряду с основными программами используют дополнительные, некоторые из них – парциально. И педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Всё это способствует тому, что педагоги всё активнее проявляют свои творческие способности.
Вместе с тем остаётся не решённым вопрос системы планирования деятельности в ДОУ, обеспечивающий комплексное развитие личности ребёнка. Необходим некоторый стержень для отбора форм и содержания образовательного процесса, учитывающий особенности дошкольников, приоритетные задачи их развития в том или ином возрасте, оптимальные формы взаимодействия взрослого и ребёнка, позволяющие охватить образовательный процесс в целом.
В качестве такого стержня, структурирующего образовательный процесс, обеспечивающего комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников и координацию усилий всего педагогического коллектива нами было составлено методическое пособие "Календарь жизни ДОУ" <Приложение 1>.
Основные направления "Календаря жизни ДОУ".
Основой "Календаря" стали такие природно – культурные процессы:
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов; для русской культуры – это земледельческие, по своему происхождению, осенние, зимние, весенние и летние обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- народный опыт семейной жизни, который сохранился до наших дней в семейных обрядах и традициях русского народа;
- исторический ход жизни России с древности до наших дней, запечатлённый в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат;
- экологические дни и праздники;
- череда знаменательных дат, отражающих памятные события культуры и искусства.
Системное включение календарного материала в привычные для детского сада программы позволяет расширить возможности индивидуального личностного развития каждого ребёнка; не только воспитывать, но и шире открывать интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциалы.
Важнейшей задачей "Календаря жизни ДОУ" является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного образовательного учреждения.
Направление I. Народный земледельческий и православный календарь.
Задачи:
- знакомство детей с жизнью природы;
- чувственно-эмоциональное развитие детей;
- формирование исторического кругозора.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря: "С молоком матери" ребёнок уже должен начинать впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народная культура оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Человек – дитя Природы, он - одно целое с ней, благодаря Природе мы живём на Земле. История взаимодействия Человека и Природы начинается с глубокой древности. Наш народ, как и все другие народы, имеет свой ничем неоценимый опыт взаимодействия с природой, как практического плана, так и духовного, эмоционального. Идеи единства человека и природы как нельзя лучше отражены в культуре народного календаря, в котором отразились и наблюдения за погодой, и практические, деловые рекомендации на каждый день, и ритм радостных праздников, несущих отдых и эмоциональную разгрузку душе и телу.
Важным ориентиром является и православный календарь, как форма народной памяти об истории страны.
Познавательная деятельность, организованная в мерном ритме календаря – день за днём, позволяет ребёнку и взрослому как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года. В то же время универсальный принцип календаря позволяет формировать конкретное содержание жизнедеятельности детского сада. Опираясь на памятные даты народного календаря, можно систематически и циклически организовывать работу с детьми по разным направлениям, в соответствии со стоящими задачами.
Соприкосновение с народным искусством и традициями <Приложение 11>, участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, и является мощным источником интеллектуального и духовного развитии детей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Народная культура несёт в себе мудрые истины, которые дают нам образец отношения к природе, семье, роду, Родине. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок даёт каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственного чистого отношения к земле – кормилице, матери.
Типовой Программой воспитания и обучения детей в д/с всегда предусматривались задачи по приобщению детей к русской народной культуре. Но, несмотря на это, представления выпускников д/сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Возможно, причиной этого является отсутствие чётко обозначенных средств и методов решения данных задач, а у воспитателей чаще всего отсутствуют соответствующие материалы и пособия. Поэтому в первую очередь для успешного осуществления работы по календарю необходимо создание соответствующих условий:
- ребёнка в его повседневной жизни окружают предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях;
- широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.). Знакомя детей с устным народным творчеством, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
- участие всех детей и взрослых в народных праздниках;
- ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что основная цель работы по народному календарю – приобщение детей ко всем видам национального искусства, к традиционной культуре взаимодействия с природой, семьёй, Родиной. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка.
Направление II. Календарь семейных традиций.
Задачи:
- освоение детьми семейных традиций, сохранившихся в народной культуре;
- освоение социальных отношений людей;
- развитие наблюдательности, умения находить яркие признаки в явлении, предмете, человеке;
- освоение традиций общения в семье, отношения к детям, традиций воспитания, культуры праздничного подарка, отношения к гостям, пришедшим в дом, к труду и Отечеству.
Работа по этому направлению опирается на гармонию семейных взаимоотношений, духовное взаимодействие разных поколений в семье.
Система семейных обрядов – комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, связанного с рукотворным и нерукотворным миром традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…
Работа в этом направлении предполагает постепенное освоение детьми традиционной культуры пестования, воспитания, характерной для семьи. Для каждого из повседневных этапов жизни ребёнка: будь то приём пищи, одевание, раздевание, сон или переходы от одного вида деятельности к другому – в традиционной культуре существует множество приговорок, пестушек, потешек, колыбельных, игр, сказок.
Кроме этого, в опыт семейных традиций входят также обряды и обычаи жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания в младенчестве, отрочестве, юности – с обязательным учётом половозрастных особенностей; выбора жениха или невесты; свадьбы; выполнения обязанностей мужа или жены; отца или матери.
Все перечисленные обряды – школа семейной этики и психологии с её уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения.
Направление III. Исторический календарь.
Задачи:
- формирование у дошкольников основы национального самосознания и исторической памяти;
- воспитание чувства уважения, благодарности и любви к нашим соотечественникам, создателям, хранителям и защитникам духовного и материального наследия России;
- осознание детьми ценности духовного и материального вклада каждого человека (в прошлом, настоящем и будущем) в общее культурное наследие нашего Отечества.
Сюжетно-тематический стержень данного блока образует календарь памятных дат – дни рождения и именины деятелей российской истории; череда памятных событий в истории Отечества. Опираясь на памятные даты российского исторического календаря, можно систематично и циклически организовывать работу с детьми по разным направлениям в соответствии со стоящими педагогическим задачами.
Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей родной земли. Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры (н-р; Александр Невский, Дмитрий Донской); в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях и т.п. Понимание народом самого главного в своём характере, ощущение им силы духа и созидания одинаково убедительно отражены как в эпических образах богатырей – заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в русском зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной "книгой", где "записана" народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая "книга", - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. К таким вечным памятникам можно отнести храмы св. Василия Блаженного и Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади в Москве, и хотя у наших детей нет возможности воочию увидеть это чудо, наша задача дать им представление о великой истории своего народа.
Ребёнку важно научиться уважать себя как наследника великой и прекрасной культуры. Наличие славных и достойных предков, которые создали много красивого, полезного и великого, необходимо для самооценки, внутренней уверенности в себе.
Направление IV. Экологический календарь.
Задачи. Дни и праздники экологической направленности помогают нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Именно на решение этих задач мы направляем нашу деятельность в рамках календарного ритма экологических дней и праздников. Благодаря проведению экологических праздников, дети в доступной и увлекательной форме усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде <Приложение 5>.
Педагогический смысл экологического дня, праздника заключается в том, что дети наряду с овладением определёнными знаниями и умениями, получают развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Тем самым реализуется главная цель нашей работы по "Календарю жизни" – эмоциональное воздействие на личность ребёнка в целом.
Направление V. Календарь знаменательных дат в области культуры и искусства. <Приложение 6>, <Приложение 7>, <Приложение 9>.
Интересным и важным для детей будет знакомство с жизнью творчеством отечественных и зарубежных художников, писателей, композиторов и др. достойных людей России и мира. Ведь их вклад в общее наследие народа очень часто становится мировым достоянием. Говоря о музыке, театре, живописи, литературе, мы стараемся создать такую ситуацию для детей, которая позволила бы им пронести "через себя", прожить всё то, что чувствовал, к примеру, композитор, создавая музыкальный шедевр; артист, выходя на сцену; герой литературного произведения. Благодаря череде памятных дат в нашем "Календаре" (дни рождения известных писателей, композиторов, художников, которые посвящали своё творчество не только взрослым, но и детским сердцам; дни театра, музыки, книги; основание Третьяковской галереи и др.) у детей появляется возможность соприкоснуться с высоким искусством, а оно, как известно, лучший "ваятель" человеческих душ.
Важнейшие педагогические принципы реализации содержания "Календаря жизни":
- спирали: на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей;
- сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения отечественной культуры и создание единого коллектива "дети – родители – сотрудники ДОУ";
- формирования целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;
- опоры на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения;
- интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение (взаимопроникновение) различных видов детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда);
- природосообразности заключается в организации педпроцесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами – по народному земледельческому календарю;
- народности – народная культура воспитания, "национальность" воспитания – основа педагогического процесса;
- наглядности;
- преемственности и непрерывности образования в ДОУ и затем в школе.
Организация работы по "Календарю жизни ДОУ".
"Календарь жизни" является неотъемлемой частью нашей авторской программы "Народное искусство детям", целью которой является приобщение детей к истокам русской народной культуры.
В рамках данной программы и с целью обеспечения поставленных задач в нашем д/саду был организован центр развития русской народной культуры – "Русская изба".
Это настоящая "русская изба", где нет случайных предметов, а каждая вещь отражает быт и традиции русского народа.
Хозяйка русской избы – освобождённый воспитатель, наиболее увлечённый этим направлением развития детей.
Здесь с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря. В их содержании используются предметы русского национального быта, что позволяет не только обучать, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Система занятий в "русской избе" включает также активное знакомство детей с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара или, в соответствии с целью занятия, угощением детей гурьевской кашей, булочками – "жаворонками". Дети постарше учатся здесь сами готовить блюда русской народной кухни.
Занятия в "русской избе" проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения "избы" малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).
Со старшими дошкольниками используются разные формы работы. При изучении темы "Обрядовая кухня" используется проект "Каши". Эта форма работы позволяет более полно дать знания детям о крупяных культурах и изделиях из них, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение к традициям русского народа, проявлять трудовые навыки.
За время работы по данному направлению было замечено, что многие дети проявляют интерес к русской народной культуре, что обычных занятий им недостаточно. Для этого были организованы посиделки, которые проводятся в основном во II половине дня. На посиделках дети разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов.
К этой деятельности проявили интерес и многие родители, которые с удовольствием посещают и консультации по данной теме и сами посиделки.
Но не только одни занятия проходят в русской избе. Большое место занимают народные праздники и традиции (посиделки, вечерки) <Приложение 4>.
Все темы по ознакомлению детей с русской культурой расположены в последовательности, заданной основными праздниками православного и земледельческого календаря русских крестьян. Поэтому в нашем саду уже стало традицией проведение таких народных праздников как: Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха, которые предполагают участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлечь к участию пассивных и застенчивых. Праздники отражают накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека.
В фольклоре главное – не результат, а участие ребёнка. Поэтому, кроме познавательного, речевого, художественного и эмоционального развития такие мероприятия способствуют социальному развитию ребёнка.
Реализация поставленных нами задач, конечно же, возможна только при наличии единого подхода со стороны всех педагогов коллектива, родителей и сотрудников д/сада к работе по приобщению детей к традиционной отечественной культуре.
В каждой группе д/сада существует ежемесячно меняющийся макет "Календаря жизни" <Рисунок 1>, который размещён в приёмной. Это позволяет родителям быть информированными о событиях, происходящих в д/саду. Кроме того, каждый воспитатель имеет у себя полное содержание "Календаря жизни ДОУ", что необходимо для планирования ежедневного педагогического процесса в соответствии теме дня.
Рисунок 1
Формы работы с детьми:
Темы календарных дней преподносятся детям в различных формах:
- Занятия познавательного цикла: выбор темы определяется календарным днём (н-р, такие занятия как "Образ матери в искусстве", "Что мы знаем о своих правах?" <Приложение 2>, "Я и моё тело" и др.);
- Занятия по ознакомлению с художественной литературой;
- Занятия по экологии, темы которых перекликаются с приметами того или иного дня в календаре;
- Рассказы – беседы о том, чем занимались наши предки в этот день; почему остался в памяти народа;
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы с целью соответствия примет календаря сегодняшней действительности;
- Творческая продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
- Практическая исследовательская деятельность детей (посадка лука на Луков день; наблюдения за ветром с помощью вертушек на Афанасьев день).
- Игры – продолжается работа по закреплению ведущей темы дня, они являются существенным дополнением к познавательным занятиям или беседам:
- дидактические игры (также планируются как дополнительная работа по освоению календарной темы;
- подвижные игры (перечень игр определяется соответственно возрасту, сезону, тематике дня);
- игры – драматизации.
- Целевые экскурсии – цель и место экскурсий подчинены теме календарного дня. Чаще всего это экскурсии природоведческой направленности или экскурсии, связанные с профессиональной деятельностью людей.
- Рассматривание с детьми иллюстраций в книгах, картин.
- Праздники – народные, православные, светские, профессиональные. Календарные праздники обобщают все виды детской деятельности и дают ощущение целостности и законченности определённого календарного периода (дня, недели, месяца, года). Праздники у нас проходят следуя принципу "народности", т.е участие в них принимают все – и взрослые и дети – что позволяет естественным путём осваивать материал; духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них; малыши, постепенно переходя от созерцания к активным действиям, осваивают всё более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
- Выставки.
В результате ежегодной работы по одним и тем же темам у многих воспитателей создаются целые проекты <Приложение 3>, некоторые педагоги раскрылись как поэты и создают стихи к календарным дням <Приложение 10>.
Принцип интеграции, реализуемый при организации работы по "Календарю", заключается в том, что все узкие специалисты (музыкальные руководители, воспитатель изостудии, хозяйка русской избы, воспитатель – эколог, инструктор по физической культуре) и воспитатели работают слаженно в рамках одной и той же календарной темы. Поэтому все темы календаря находят отображение в разных видах деятельности – познавательной, изобразительной, экологической, музыкальной, а также в физическом развитии. Только принцип интеграции помогает нам всесторонне познакомить ребёнка с каждым тематическим днём.
Примерное планирование тематических дней, недель <Приложение 2>.
Работа по "Календарю жизни" нацелила на пересмотр всего перспективного планирования познавательного цикла, на создание новой системы распределения тем познаний в режиме дня, в течение месяца. Кроме того, эта деятельность дала возможность профессионального роста педагогов, многому их научила, в частности, создавать проекты, понять суть интегрированного подхода.
Дополнительные приложения: