Цель – формирование “Я” — позиции в решении философской проблемы.
Задачи – используя групповой метод обучения, развивать логическое мышление, формировать самостоятельность мышления старшеклассников на основе имеющихся знаний и опыта в осмыслении и разрешении обсуждаемой проблемы.
Участники
- учащиеся 10–11-х классов
- родители старшеклассников
- учителя школы
Ход диспута
Приветствие участников:
Первое слово, которым встречают друг друга люди,-
“Здравствуйте!”
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
“Здравствуйте!”
Что особенного в том, что мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалось в мире?
Эти поэтические строки В.Солоухина напоминают нам о старом русском обычае здороваться даже с незнакомыми людьми, выражая таким образом уважение к ним.
Представление участников. Знакомство.
Ознакомление участников с условиями работы:
Диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить)- коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта.
Правила диспута:
- Диспут - свободный обмен мнениями.
- На диспуте все активны. В споре все равны.
- Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
- Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Законы диспута:
- Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
- Неуместные шутки запрещаются.
- Помоги изжить комплексы своим товарищам.
- Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
- Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
- Прежде чем спорить, подумай.
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
- Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
- Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
- Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
- Старайся говорить своими словами.
- Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
- Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Подготовительный к работе этап:
Игра для учащихся “Расскажи мне о себе”.
Учащимся предлагается осуществить самооценку – выбрать качества, присущие ему самому:
ОТКРЫТЫЙ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ, КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЙ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЙ, САМОУВЕРЕННЫЙ, СКЛОННЫЙ К ЛИДЕРСТВУ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, МЯГКИЙ, ПОСЛУШНЫЙ, УСТУПЧИВЫЙ, БЕСПЕЧНЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, МОЛЧАЛИВЫЙ, СЕРЬЕЗНЫЙ, СОВЕСТЛИВЫЙ, ПРАКТИЧНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ДЕРЗКИЙ, ЗАСТЕНЧИВЫЙ, НЕСМЕЛЫЙ, ПОЛАГАЮЩИЙСЯ НА СЕБЯ, СКЛОННЫЙ К ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ, ДОВЕРЧИВЫЙ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ, С РАЗВИТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ, ПРЯМОЙ, ОТКРОВЕННЫЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, ОБИДЧИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, КОНСЕРВАТИВНЫЙ, УМЕЮЩИЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ, НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ, СПОСОБНЫЙ СОЧУВСТВОВАТЬ.
Можно предложить учащимся охарактеризовать друг друга.
Тест для родителей “Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям”.
- Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок- музыки. Что вы делаете.
- Выполняете просьбу и слушаете рок- музыку вместе с ней.
- Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм.
- Обещаете купить для нее портативный телевизор.
- Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок-музыку.
- Вы видите в своих детях:
- Людей равных вам
- Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость
- Маленьких взрослых.
- Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах.
- Какую прическу вы носите.
- Которая больше всего вам подходит.
- Которая отвечает последней моде.
- Которая копирует прическу рок-звезды.
- Которая копирует стиль сына (дочери).
- Поговорим о вашем возрасте:
- Знают ли ваши дети, сколько вам лет.
- Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми.
- Скрываете ли вы свой возраст от детей.
- Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому что старше.
- Как вы одеваетесь.
- Подражаете стилю рок – звезды, любимой сыном (дочерью).
- Стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами.
- Выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит.
- Следуете молодежной моде, потому что чувствуете себя моложе.
- Как вы поступите, если заметите, что сын – подросток вдел в ухо серьгу.
- Посчитаете, что это его личное дело.
- Станете подшучивать над его женственностью.
- Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным.
- Купите такую же серьгу и наденете ее.
- Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:
- Затыкаете уши ватой и делаете свои дела.
- Уменьшаете громкость.
- Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется.
- Говорите, что музыка буквально бьет вас по голове.
- При споре с детьми вы:
- Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе.
- Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен.
- Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними ссориться.
- Соглашаетесь с ними, если они действительно правы.
- Дети пригласили в гости сверстников, и вы:
- Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят.
- Составляете им компанию, стремясь держаться на равных.
- Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас.
- Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что всегда рядом на случай, если что-то произойдет.
- Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, и вы:
- Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы.
- Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними.
- Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье.
- Расстраиваетесь, потому что готовились пощеголять в обновке.
- Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете.
- Потому что с детьми в хороших отношениях.
- Потому что это помогает сократить разницу в возрасте.
- Потому что это может дольше держать семью вместе.
- Потому что это для вас это естественно.
- Свои отношения с детьми строите так:
- Обращаетесь с ними как со взрослыми.
- Обращаетесь с ними как с маленькими.
- Стараетесь быть их приятелем.
- Ведете себя как должно родителю.
ПОДСЧИТАЙТЕ ВАШИ БАЛЛЫ, ПОЛЬЗУЯСЬ ДАННЫМИ ТАБЛИЦЫ
№ | А | Б | В | Г |
1 | 3 | 0 | 2 | 1 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 0 | 2 | 1 | 3 |
4 | 1 | 3 | 2 | 0 |
5 | 2 | 3 | 0 | 1 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 1 | 0 | 2 | 3 |
8 | 3 | 1 | 2 | 0 |
9 | 1 | 3 | 2 | 0 |
10 | 0 | 2 | 1 | 3 |
11 | 3 | 2 | 1 | 0 |
12 | 2 | 1 | 3 | 0 |
В соответствии с суммой баллов вы можете определить, какова ваша позиция по отношению к вашим детям.
МЕЖДУ 25 и 36. Вы, наверное, думаете, что весело проводите время с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля собственных детей, позабыв о своей роли наставника. В результате, как считают психологи, подспудно у детей возрастает нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своих детей.
МЕЖДУ 24 и 14. Ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же правильно с вами держаться. Вы явно стараетесь им во всем потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
МЕЖДУ 13 и 0. Так держать! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети вас любят, уважают и, главное, видят в вас любящего и надежного родителя.
Обсуждение вопросов диспута.
- Тебе 15-17 лет. Много это или мало?
“Много” - так как детство уже прошло, много требований со стороны взрослых, большая ответственность за свои поступки.
“Мало” - так как все жизненные трудности еще впереди, недостаточно знаний для взрослой жизни, материальная зависимость от родителей.
- Что мешает и что способствует становлению твоей собственной жизненной позиции?
“Мешают” окружающие люди, которые навязывают свое мнение, родители давят своим авторитетом.
“Способствует” жизненный опыт собственный и родителей, советы опытных людей, в том числе учителей, учеба, СМИ.
- С чем в жизни Вы не можете мириться и почему?
Несправедливость, предательство друзей, ложь, лицемерие, жестокость, подлость.
- Как вы относитесь к мнению, что милосердие, долг, любовь, честь являются якобы устаревшими добродетелями?
Это ценности на все времена, все зависит от человека.
- Определенная часть людей понятие “смысл жизни” подменяет понятием “уметь жить”. Как Вы к этому относитесь?
“Смысл жизни” - то, ради чего живет человек, идея, цель, благодаря чему человек раскрывается как личность. “Умение жить” - приспособленчество.
- Какая точка зрения тебе ближе: “Мечты хороши лишь для детей, а для взрослых должна быть трезвая оценка своих реальных способностей и возможностей”. “За мечту надо бороться всю жизнь, только реализовав ее можно стать личностью”?
- Разум или чувства. Что важнее.
Подведение итогов диспута. Выводы для себя.