Открытый урок чтения во 2-м классе. Татарская сказка "Три сестры"

Разделы: Начальная школа


Цель; Познакомить учащихся с татарской сказкой “Три сестры”.

Задачи:

  • Формирование правильного, осознанного, плавного чтения;
  • развитие интереса к чтению;
  • расширение читательского кругозора;
  • совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста;
  • умение работать с текстом, учебной и детской книгой;
  • продолжить знакомство с некоторыми литературоведческими понятиями;
  • развитие речи;
  • воспитание нравственно-эстетических основ гражданственности и человечности.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 2 класс II часть, рабочая тетрадь № 2, “Литературное чтение” 2 класс, Л.А. Ефросинина, выставка художественных книг “По дорогам сказки”, плакат по классификации сказок, книга “Пословицы и поговорки”.

Ход урока

1. Работа над пройденным:

а) проверка домашнего задания.

  • Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева “Песня матери”. (Перед чтением наизусть стихотворения ученики читают его хором).

учитель - Как нужно читать это стихотворение?

дети - Тихо, протяжно, ласково.

учитель - Почему? Объясните.

дети - Эту песню поет мама своему ребенку перед сном.

  • Конкурс чтецов. (5-6 учеников читают “Песню матери” наизусть. Под руководством учителя ученики определяют лучшего чтеца).

учитель - А теперь проверим, как вы справились с заданиями в тетрадях по этому произведению.

Проверка работы в тетрадях. Дети читают ответы на вопросы к стихотворению А. Плещеева “Песня матери”. После последнего вопроса, – назвать фамилии поэтов, колыбельные песни которых знают дети, – учитель задает вопрос).

учитель - Что такое колыбель? Подберите синонимы. Почему эти поэты назвали произведения “Колыбельными песнями”?

дети - Колыбель — это люлька, кроватка. Эти стихи, — народная “Колыбельная песенка”, М. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный...”, А. Майков “Колыбельная песня”, — названы авторами так потому, что мать обращается к младенцу, который засыпает в колыбели под ее песенку.

Учитель обращает внимание на ритм слов, их напевность.

2. Физкультминутка.

Лебеди летели,
Лебеди летели,
И на воду сели.
Сели посидели
Дальше полетели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.

3. Работа над новым.

а) Вступительное слово учителя. Выставка книг.

учитель - Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой. Все вы, конечно, любите их читать и вот на нашей выставке вы видите книги с самыми разными сказками. Но сначала угадайте, из какой это сказки?

учитель.

- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распространившись с зеленой кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?

дети

- Царевна лягушка

учитель

- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца.

дети

- Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

учитель.

- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.

дети

– Волк и семеро козлят

учитель

- Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.

дети - А. Пушкин. “Сказка о мертвой Царевне семи богатырях”

(Учитель представляет несколько книг, называя автора (или какого народа сказка), название, художника-иллюстратора).

учитель - На примере вы можете подойти и познакомиться с этими книгами поближе. Найти их можно в нашей школьной библиотеке, много книг сейчас продается в магазинах. Любите сказки, читайте их чаще. На нашей выставке были самые разные сказки, но у одних я называла автора, а у других нет, почему?

дети -Сказки бывают авторские (литературные) и народные.

Работа по таблице.

б) Открывактся таблица с классификацией сказок

учитель - Назовите несколько литературных сказок, а теперь народных.

в) Слушание татарской сказки “Три сестры” с заданием: определить какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных.

(Учитель читает сказку).

г) Беседа после первичного прочтения. (После слушания вопросы носят эмоционально-оценочный характер).

учитель - Понравилась ли вам сказка? Кто понравился больше и почему? Прочитайте еще раз название. Назовите персонажей сказки.

дети - Мать, белочка, три сестры.

учитель - О ком это произведение? Какая же это сказка - народная или литературная? Волшебная, бытовая или о животных?

дети - Волшебная.

д) Работа с текстом. Аналитическое чтение.

учитель. - Прочитайте сказку самостоятельно, подумайте над характером каждого героя сказки, над тем с какой интонацией будете читать их слова. (После самостоятельного чтения дети отвечают на вопросы учителя) .

учитель - Прочитайте начало сказки. Как называется начало сказки?

дети - Зачин.

учитель - Похожа ли эта сказка на русскую сказку? Чем?

На предыдущих уроках мы говорили о том, что в русских сказках часто соблюдается принцип троекратного повторения: в сказке три сына, три раза встреча с др. персонажами, три чуда происходят с героем и т.д. Соблюдается ли этот принцип в татарской сказке “Три сестры”?

Прочитайте, что говорится в сказке о матери..., о дочерях.

Зачем мать посылала белочку к дочкам?

Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?

Как наказала ее белочка?

Что ответила белочке вторая дочь? Как она была наказана?

Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?

Как была награждена младшая дочь?

Прочитайте отрывки, которые подходят к иллюстрациям на с. 71.

4. Физкультминутка.

Мы дружно потрудились,
Немного устали.
Быстро все встали,
Руки поднимем.
И очень глубоко
Все грудью вздохнем.

5. Работа в рабочей тетради “Литературное чтение” с. 30 (Коллективная работа под руководством учителя. Дети устно отвечают на вопросы и записывают ответы в тетрадь).

6.Заключительная беседа по сказке.

учитель - Чему же учит эта сказка?

дети - Отзывчивости, доброте, милосердии к самому близкому на свете человеку — маме.

учитель - А какие пословицы о маме вы знаете?

  • (Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Всякой матери сове дитя мило.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Материнский гнев что весенний снег; и много выпадет, да скоро растает. Мать кормит детей, как земля людей).

учитель - Эти и другие пословицы вы можете найти вот в этой книге “Русские пословицы и поговорки”.

учитель - А для чего нужны пословицы?

дети - Они украшают нашу речь.

учитель - Всякая пословица ко времени молвится.

Заключительное слово учителя.

Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три дочери”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда и не забудьте поздравить их с наступающим Женским Днем 8 Марта и пожелать счастья, здоровья.

7. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

Домашнее задание

  • Подготовить к чтению по ролям и пересказу с изменением лица.
  • Подсчет жетонов, которые давались за правильные полные ответы.
  • Дети, которые получили большее число награждаются книгами со сказками разных народов.