Нестандартный урок математики в 6-м классе "Пропорции и процент в статистике"

Разделы: Математика


Тип урока: нестандартный урок

Цели урока:

Обучающие:

  • знакомство с широтой применения в жизни процентных вычислений;
  • знакомство с историей переписи Екатеринодара и современного города Краснодара;
  • закрепление и обобщение знаний по теме “Проценты”, “Пропорция”.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков сравнения;
  • выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
  • развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютерный класс или обыкновенный кабинет с применением мультимедийной системы.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Сегодня мы будем работать по теме: “Сколько нас было и сколько нас стало?”. В апреле 2002 года по всей стране прошла перепись населения. Цитата из словаря: “Перепись - это специально организованный периодический или единовременный процесс сбора статистической информации. Проводится одновременно на всей территории по единой программе и методологии. Перепись населения - это получение демографических, экономических, социальных сведений о жителях страны или отдельной территории”. Демографическими сведениями называются показатели численности, состава, размещения и изменения населения.

II. Устный счет

– Итак, ребята, начинаем работать устно. Выполним следующие примеры и узнаем, в каком году была проведена первая перепись населения города Екатеринодара.

200:0,1- 1030х0,2 (1794 год).

Осенью 1794 года городничий Волкорез провел первую перепись населения города Екатеринодара с “означением, кто какой художник”. Согласно этому документу, на то время в городе проживали представители

10х0,1+2:0,04-13 (38 куреней)
5,5:0,1-230х0,2 (9 домов)
2,5х0,4+0,8х125-26 (75 хат)
3:0,01-450х0,2-0,7х80 (154 землянок)
5,4х2х10х2 (216 жителей).

III. Закрепление Задания сопровождаются презентацией выполненной в редакторе Power Point. (Приложение 1.)

Задача 1. Прогноз изменения численности населения Краснодарского края, тыс. чел.

1989 г. 4 млн. 620 тыс.
1997 г. 5 млн. 10,5 тыс.
2002 г. 5 млн. 45,4 тыс.
2006 г. 5 млн. 96,3 тыс.
2011 г. 5 млн. 92,3 тыс.
2016 г. 5 млн. 106 тыс.
2021 г. 5 млн. 118 тыс.
2026 г. 5 млн. 102 тыс.

Выясните, как изменится количество жителей края за 20 лет?

Решение:

Составим пропорцию:

2006 год 2026 год
5 млн. 96,3 тыс. 5 млн. 102 тыс.
100% х %
Х= 100,1%

Решая пропорцию, получим, что через 20 лет, численность населения Краснодарского края увеличится только на 0,1 % больше, чем на начало 2006 года. Более половины населения Кубани не работает. При этом демографический кризис дает о себе знать: неработающих людей (детей и пенсионеров) больше, чем работающих. Смертность превышает рождаемость почти в 1.5 раза. А по прогнозам ожидается прирост. Откуда?

Определяющим фактором роста численности края статистики называют его миграционный прирост. Приток населения в Краснодарский край будет оставаться самым высоким в Российской федерации.

Теперь рассмотрим, как изменялась численность жителей в городе Краснодаре.

Задача 2.

Население Краснодара по данным переписи населения 2002 года составляла 644 800 жителей, с учетом пунктов, подчиненных администрацией города, 752 000 жителей; а на 1.01.2006 год – 815 000 жителей.

Составляя пропорциональную зависимость, получим:

Следовательно, количество жителей за 4 года увеличилось на 8 %.

Задача 3.

На сегодняшний день автомобильный парк города Краснодара насчитывает 265 000 единиц автотранспорта

Соотнеся с количеством населения, мы получим интересный показатель:

Количество жителей Количество автотранспорта
790 000 265 000
Х 1
Х = 3

Решая данную задачу, видим соотношение: 3:1, т.е. на 3 человека – один автомобиль, к примеру, в Москве соотношение 4:1.

Задача 4. В Юбилейном микрорайоне количество жителей на 2002 год по данным переписи населения составляло 33 390 человек, а в 2006 году соответственно 53 433 человек. Выясните, на сколько процентов повысилось количество жителей за 4 года?

Задача 5. В Краснодаре 183 детских сада, из них 154 муниципальных.

В муниципальных садах 19268 мест, а детей всего 26203.

Каков охват детского населения дошкольными учреждениями в кубанской столице?

Количество детей Количество мест

Задача 6. В Юбилейном микрорайоне всего 5 садов в среднем по 300 человек! Это занятость в 1500 человек.

Что касается школ данного района, то на 1.09.2006 года их всего три.

Гимназия № 87 – 1139 учащихся.

Школа №89 – 1270 ученика.

Лицей № 90 – 1432 ученика. Всего 3841 ученик.

Узнайте, какой процент от общего числа населения Юбилейного составляют школьники.

VI. Подведение итогов. Вот и завершилось наше “путешествие” по Краснодару. Мы узнали много по применению пропорции и процентов в статистике.

- Что вам особенно понравилось? Задаются вопросы по итогам этого путешествия

Домашнее задание: Найти в газетах, журналах факты, содержащие проценты. Составить и решить три задачи.

Интегрированный нестандартный урок алгебры и кубановедения в 10 классе.

Тема: “Применение тригонометрических формул в вычислениях”. (Приложение)