Цели:
1. Учить правильному выразительному чтению.
2. Обогащать словарный запас, воспитывать чувство любви ко всему, что нас окружает.
3. Прививать любовь к чтению.
Оборудование: телевизор, документальный фильм “К.И.Чуковский”, карточки с заданиями, портрет писателя, костюмы к сказке, выставка произведений известного писателя.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я приветствую вас на уроке литературного чтения. Поздоровайся с гостями, которые пришли к нам на урок. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку?
2. Упражнения для развития техники чтения и формирования навыков выразительного чтения.
Чтобы на уроке у вас получилось, подготовим глаза, рот, язык.
- Работа над расширением поля зрения.
- Работа над динамичностью чтения.
Сочинение чистоговорок:
- чу-чу-чу (я ворчу, молчу, кричу)
- ач-ач-ач ( у меня в руке калач, не утонет в речке мяч…)
- оч-оч-оч (наступила ночь, ночь, ночь)
- Чтение и разучивание скороговорки.
Или волзи укшок ишым.
Или укволешым в.
3. Повторение изученного.
Вам предстоит расшифровать ключ к теме урока, а помогут полученные знания.
Я буду задавать вопрос, а вы вписывайте букву, под которой, как вы считаете, правильный ответ.
А “Муха Цокотуха” | Т Егоровна | Е таракан | О одежда |
Ч “Федорино горе” | Б Матвеевна | С муха | Н посуда |
И курица | З басня | ||
Я индюк | Е сказка |
Вопросы: Ч 1. Из какого произведения этот предмет? (скалка)
Т 2. Какое отчество у Федоры?
Е 3. Прусак – это…
Н 4. Что убежало от Федоры?
И 5. Кто выразил сочувствие посуде?
Е 6. “Федорино горе” - это…
4. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы будем продолжать работу над чтением произведения К.И.Чуковского “Федорино горе”. Вспомните, что вы знаете о писателе К.И.Чуковском?
Я хочу дополнить ваши знания. Посмотрите фрагмент документального фильма с К.И.Чуковским. Вот он какой, дедушка Чуковский. Добрый взгляд, мягкий голос, искренняя улыбка.
А знаете ли вы, что Чуковский – это не настоящая фамилия, а Корней – не настоящее имя писателя? Это псевдоним.
Что такое псевдоним? Запишите это слово в свой литературный дневничок, а лексическое значение этого слова напишите дома.
Скажите, какое чтение приятно слушать?
Давайте будем учиться выразительно читать.
5. Работа над выразительностью чтения.
А) 7 человек работают на карточках
2 ученика – у доски.
Самостоятельная работа: найдите в тексте к данным существительным слова – действия:
посуда | сковорода |
чайник | стол |
утюги | самоварище |
блюдца |
Проверка работающих с карточками.
Б) Работа в учебнике.
- Кого встретила посуда в этом фрагменте?
- Как вы считаете, как нужно читать слова курицы?
- Какая она курица?
- Что ответил медный таз?
- Каким словом можно объединить речь “медного таза”?
- Прочитайте выразительно, какой итог подводит “медный таз”?
В) А теперь давайте посмотрим, чем закончилась эта сказка. Я приглашаю артистов на сцену.
6. Инсценировка.
Скажите, кто вам понравился? У кого получилось исполнение роли?
7. Итог.
- Как вы понимаете выражение: Порядок – душа всякого человека?
- В чём успех выразительного чтения? (нужно поставить себя на место героя; передать его чувства; читать уверенно; соблюдать знаки препинания)