Обучение грамоте. Урок чтения в развивающем обучении "Как люди общаются"

Разделы: Начальная школа


Тема 1 урока: “Как люди общаются”

Цели урока:

  • Создать условия для совершенствования умения читать осознанно.
  • Формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад каждого в коллективную деятельность. Воспитывать позитивные чувства через чтение и общение.
  • Создать благоприятный психологический климат для развития познавательной активности, раскрытия потенциала каждого ребёнка. Развивать общекультурные навыки учащихся.

Оборудование урока:

  • учебник “Азбука” автор Нечаева.
  • рабочие тетради;
  • карандаши, линейки, ручки;
  • индивидуальные тренировочные карточки;
  • карточки-полоски со словами пословицы;
  • сигнальные круги;
  • учебные таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационый момент. (2 мин.)

Приветствие.

1. Досчитали до 5, улыбнулись друг другу, “О-кей!”

2. Сегодня мы принимаем гостей. Гостей принимаем как родных, близких, ведь если гости в дом, то и праздник в нём. Поздоровались от всего сердца, улыбнулись им и начинаем наш урок.

3. Проверим, всё ли готово к уроку: сигнальный круг, карточки 1 и 2, учебник, тетрадь, ручка, карандаши.

Вы уже настроились поработать?

Мы продолжаем тему “Общение”.

II. Актуализация знаний. (Подготовительный этап.)

1. Чтение (хором) на одном дыхании слогов. по таблице.

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: “Колокол”, “Вкусное варенье”, “Лошадки”, “Лодочка”

3. Дыхательная гимнастика. Неслышно и глубоко вдохнули воздух, выдыхаем его очень медленно и чувственно на свою ладонь, представляя себе, что это …. (додумайте сами).

4. Чтение на одном дыхании записи на доске:

ПФ-ПЛИМ-ФРЮ-ЛЬЮ-ПЬЕ-ЕСТЬ-ОСТ-ХРЮМ-ТРЯМ-ЕСМ-ЕСЛИ-СЕЛИ-ЕЛИ-ПЕЛИ-ЕРИКИ-ПЛИМ.

5. Индивидуальная работа с тренировочной карточкой № 2. (приложение 1.)

6. Работа с тренировочной карточкой № 1 по развитию внимания (цветовая гамма) и единого темпа чтения. (приложение 2.

7. Отработка интонационной выразительности. Чтение пословицы с доски: Чтение и труд всё перетрут.

Чтение с переспросом:

  • Чтение и труд всё перетрут?
  • Чтение и труд всё перетрут?
  • Чтение и труд всё перетрут?
  • Чтение и труд всё перетрут?

(Повторное чтение, требующее логического ударения для ответа на вопрос)

8. Сегодня я шла в школу, был сильный ветер. Он разметал листочки, смешал все слова, помогите собрать их в пословицу.

III. Получение знаний. (Через подведение понятий. Осмысление).

1. Работа в группах. Посыльные от каждой группы получают свой вариант работы (У детей полоски со словами: чувства, соседи, любви, Добрые),

Задание: Собрать пословицу.

  • Заучить.
  • Объяснить смысл.

Проверка задания.

Посмотрим, что у вас получилось? (Каждая группа читает свой вариант ответа).

Сравним. Как у вас и как в говорят в народе (Чтение пословицы с доски).

Почему так говорят?

Подумайте и скажите, какие добрые чувства учат человека любви?

Поиск слов ЧТО? ГДЕ?

  1. Рассмотрите внимательно схемы слов, записанные уголками.
  2. Подберите пару к каждой схеме из слов, данных на доске (чувства, добрые, соседи, любви)
  3. Запишем эти пары уголками в тетрадях.

2. Работа в парах. Сегодня мы продолжим разговор о том, как люди общаются.

На столе у вас лежат карточки со словами.

(Слова на карточках: отзывчивость, нежность, щедрость, понимание, жадность, плаксивость, умение прощать, грубость, взаимопомощь, внимание, забота, трусость, ласка, ябедничество, верность.)

Задание: поделите их на группы.

Проверка:

  • Прочитайте слова каждой группы.
  • Почему так поделили?
  • Что общего между словами в каждой группе?

IV. Формирование умений и навыков. (Через самостоятельную работу).

1. Самостоятельная работа в группах.

Посыльные от каждой группы получают свой вариант работы.

1 группа. С. 209. “Солнышко на память”

1) Прочитайте по ролям.

2) Подготовьтесь задать другой группе 1-2 вопроса по тексту.

2 группа. С. 210. “Приятная встреча”

1) Прочитайте стихотворение так, чтобы было понятно, разгадали вы замысел автора или нет.

2) Что вы можете посоветовать Бяке и Буке?

3 группа. Разыграть сценку “Разговор по телефону”

4 группа. С. 211. “Вовка – добрая душа”

1) Прочитайте очень выразительно всей группой.

2) Подготовьте ответ на вопрос: почему так называется стихотворение?

3) Выберите одного, кто бы защищал вашу группу при ответе на вопрос.

1. Проверка самостоятельной работы.

(При проверке активно работают оценщики и советчики от каждой группы).

1 группа. С. 209. “Солнышко на память”

1) Чтение по ролям.

2) Какие вопросы подготовили для другой группы?

3) Советы и вопросы к группе.

4) Можно ли сказать, что цыплёнок и козлёнок общались как люди?

В чём это выражалось?

5) Какие чувства вы испытывали при расставании?

Оценка работы группы.

2 группа. С. 210. “Приятная встреча”

1) Чтение стихотворения.

Было понятно или нет, что ребята разгадали замысел автора?

2) Что вы можете посоветовать Бяке и Буке?

3) Советы и вопросы к группе.

4) Всерьёз или в шутку стихотворение называется “Приятная встреча”?

5) Как вы представляете себе Бяку и Буку?

6) На предыдущем уроке мы начали исправлять характеры героев, кто дома поработал и закончил стихотворение?

Встретились Бяка и Бука.
Они улыбнулись друг другу.
Каждый издал три звука,
Каждый издал по знаку.
Познакомились Бука и Бяка.

Оценка работы группы.

3 группа. Разыгрывается сценка “Разговор по телефону”

Вопросы и советы от остальных групп.

Оценка работы группы.

4 группа. С. 211. “Вовка – добрая душа”

1) Хоровое чтение всей группой.

2) Ответ на вопрос: почему так называется стихотворение?

3) Вопросы, советы к группе.

4) Вам было грустно читать это стихотворение? Почему?

5) Какой характер был у мальчика?

6) Назовите слова, которые вызвали у вас улыбку, подняли настроение, развеселили.

Оценка работы группы.

V. Рефлексия.

На следующем уроке мы продолжим работу, а сейчас наш урок очень быстро подошёл к концу. Подготовьте сигнальные круги.

  • Вам интересно было на уроке?
  • Кто сегодня узнал новое?
  • Кто научился этике отношений?
  • Какая группа на ваш взгляд работала дружнее?
  • Оцените работу своей группы, обоснуйте ответ.

Спасибо всем. Все работали дружно и многое успели сделать. И пусть каждый день жизни прибавит нам мудрости.

Тема 2 урока: “Как люди общаются”

Тип урока: Обобщающий

Цели урока:

  • Совершенствовать умение читать, высказывать свои мысли.
  • Развивать коммуникативные умения при работе в малых группах.
  • Развивать логические умения обобщать, классифицировать поступки.
  • Формировать общекультурные навыки.
  • Воспитывать чувство такта, этические нормы поведения.

Оборудование урока:

  • учебник “Азбука” автор Нечаев
  • рабочие тетради карандаши, линейки, ручки;
  • конверты с карточками-полосками со словами пословицы;
  • плакаты с пословицами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверим, всё ли готово к уроку: сигнальный круг, учебник, тетрадь, ручка, карандаши.

3. Начинаем наш урок.

Вы уже настроились поработать?

Мы сегодня обобщим тему “Общение”.

II. Актуализация знаний.

Хоровое чтение на одном дыхании (с доски):

Один старый друг лучше новых двух.

Как вы понимаете эту мысль?

Как вы думаете, для чего люди дружат?

Работа в группах.

Задание: На доске записано три столбика слов. Выберите любой из них. Разбейте слова на группы. Подготовьте ответы на вопрос.

  • 1 группа: Какие черты характера вы бы хотели иметь у своего друга?
  • 2 группа: Чего бы вы не хотели иметь у себя?
дружба забота грубость
товарищество понимание смелость
доброта лживость радушие
честность отзывчивость гостеприимство
открытость хамство вежливость
правдивость подхалимство ласка
жадность храбрость ябедничество
любознательность взаимопонимание плаксивость
капризность щедрость обидчивость
взаимопомощь внимание похвала
нежность любовь хвастовство
внимательность вежливость трусость

Проверка задания. Ответы на вопросы, обоснование.

Сделайте вывод, какими чертами характера должны обладать, на ваш взгляд, настоящие друзья-товарищи?

Игровое задание.

Хоровое чтение стихотворения с доски.

Вот так.

- Как живёшь?

- Как плывёшь?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь?

- Ждёшь обед?

- Машешь вслед?

- Утром спишь?

- А шалишь?

- Громко кричишь?

2) Как вы думаете, что мы прочитали? (диалог). Почему? (ответы)

А чего не хватает в этом диалоге? (ответов, жестов)

3) Выберем одного ведущего, он будет читать вопросы, а вы будете отвечать: “Вот так!” и показывать жестами.

(Игра проводится дважды со сменой ведущего).

4) Почему нельзя громко кричать?

А где можно?

III. Формирование общеучебных умений и навыков.

1. Работа в группах. (Посыльные получают по 2 конверта).

Давайте попытаемся сформулировать правила нашей жизни.

Задание. В каждом конверте находятся карточки со словами, из которых нужно собрать правило.

Проверка задания. Зачитайте, какие правила вы выработали в совместной работе.

(На доске поэтапно открываются плакаты с каждым из правил)

Обобщив все правила, зачитаем их хором с плакатов на доске.

1. Будь скромным и добрым.

2. Будь внимательным и терпеливым.

3. Будь правдивым, не бойся сказать другу правду.

4. Помогай всегда своим товарищам.

5. Не груби, не ссорься, старайся играть дружно.

6. Учись прощать, не зазнавайся.

7. Не обижай других.

8. Один за всех, а все за одного.

Приложение 2.

2. Коллективная работа.

Теперь, когда вы вывели правила нашей жизни, вы легко сможете разгадать кроссворд, помещенный на доске. См. (приложение 3.)

3. Самостоятельная работа.

С. 211. “Разговор про вежливость”

Задание. Прочитайте текст. Найдите ошибки, которые допустили ребята при разговоре.

Проверка задания.

Вывод

4. Домашнее задание.

1) С. 213. Обыграть ситуацию, выучить наизусть.

2) Придумать диалог “Разговор по телефону”. Разыграть его с товарищем.

IV. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги работы в группах.

Какая группа вам больше всего понравилась? Обсудите свой ответ.

Оцените работу своей группы, обоснуйте ответ.

Нарисуйте солнышко, если вам понравилось на уроке, если вам было неинтересно, то нарисуйте тучку. Закончим урок народной мудростью (хором) Каждый день жизни прибавляет мудрости.