Цели:
- познакомить с группой слов с буквосочетанием СН, в которых буква Т не пишется;
- формировать навыки грамотного письма;
- расширять словарный запас учащихся, развивать речь учащихся;
- воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, взаимовыручку.
Оборудование:
- толковый словарь Ожегова,
- корзинки для игры.
Ход урока
Рефлексия:
Урок русского языка. Мы работаем по теме: «Непроизносимые согласные и звуки в корне». Справиться с хитрыми звуками нам помогут настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать. Желаю успехов.
С каким настроением начинаем урок? J
I. Проверка домашнего задания (по тетради)
- Зачитайте слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки;
- Какое правило необходимо знать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными.
/Оценивание ответа учащегося/
II. Языковая разминка.
Игра «Назови одним словом с непроизносимым согласным». Запиши это слово:
- место вокруг чего-то или по соседству с чем-то - синоним к слову «печальный» - правдивый ответ на вопрос - слова, содержащие похвалу - главный город области - храбрый, мужественный воин - специальное приспособление для спуска и подъема |
окрестность грустный честный лестный областной доблестный лестница |
Что общего в написании этих слов?
Докажите написание буквы Т, используя рассуждение.
Сколько способов проверки знаем?
/Оценивание ответа учащегося/
Какое слово не подчиняется способам проверки? (словарное слово лестница)
III. Сообщение темы и цели урока.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Но порой и так бывает,
Буква Т вдруг исчезает.
Сегодня мы продолжаем работу по теме. Узнаем новую группу слов, их секрет написания.
IV. Постановка проблемы и её решение.
1. На доске запись
чудесно
прекрасно
ужасно
опасно
напрасно
вкусный
интересный
- Посмотрите, какое буквосочетание встретилось?
- Почему нельзя писать букву Т?
- Докажите, пользуясь образцом рассуждений (стр. 62, учебник).
Вывод: в русском языке есть группа слов, в которых буквосочетание СН пишется без Т.
Физ. пауза
2. Чтобы лучше запомнить эти слова, прочтем стихотворение. Его знают мамы и папы, вспоминают, если на письме возникают сомнения.
На доске запись:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно,
Букву Т писать напрасно
В словах вкусный, интересный.
В каких словах нельзя писать букву Т?
Хоровое и индивидуальное заучивание стихотворения.
3. Запишите словосочетания с этими словами; можно изменить конец слова.
Обозначьте орфограмму.
В тетради:
Чудесный день, прекрасная погода, ужасный фильм, опасный путь, напрасные усилия, вкусный обед, интересная книга.
- Какие слова учились писать?
- В написании каких слов вы сомневались? (орфоподготовка)
- Найди в группе словосочетаний синонимы.
Физ. пауза
V. Закрепление.
1. Игра «Собери слова в лукошко»
А сейчас для вас игра.
Постарайтесь, детвора,
Разгадайте наш секрет –
Дайте правильный ответ.
радос…ный
яс…ный
опас…ный
свис…нул
извес…ный
мес…ность
шес…надцать
парус…ный
крас…ный
интерес…ный
- Докажи написание слова (одного);
2. Редактирование текста.
Вот ещё одно заданье,
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
На доске текст.
Стоят чудесные осенние деньки. Чудесный наряд деревьев радует глаз. У нас чудесное настроение.
- Что это? (текст).
- Докажите 1, 2, 3, 4, 5, 6 (стр. 11, учебник)
- Понравился ли текст?
- Как можно изменить текст, чтобы он прозвучал?
Используйте синонимы. Смотрим словарь Ожегова:
Чудесный
прелестный
прекрасный
хороший
ЧУДЕСНЫЙ:
- Являющийся чудом, небывалый, необычайный.
- Очень хороший.
ПРЕКРАСНЫЙ:
- Очень красивый.
- Очень хороший.
ЧУДНЫЙ:
- Удивительный по прелести, по красоте.
- Очень хороший, великолепный.
ПРЕЛЕСТНЫЙ:
Полный прелести, очарования.
- Какой получится текст?
- Запишите текст, обозначьте орфограмму СН
- Найдите все орфограммы в первом предложении.
Запись в тетради.
Стоят чудесные осенние деньки, прекрасный наряд деревьев радует глаз. У нас хорошее настроение.
Проверка.
VI. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Какие слова с буквосочетанием СН запомнили?
Домашнее задание: знать слова с буквосочетанием СН.
Рефлексия:
- Доволен ли ты своей работой?
- Что было особенно интересным?
- С каким настроением заканчиваем урок?