Цель:
- Дать детям сведения о вреде пассивного курения.
Задачи:
- Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья;
- Научить детей делать правильный выбор в ситуации пассивного курения.
Материалы для урока:
- цветные карандаши, мультфильм “Ну погоди”(5 серия), модель курения, маркеры;
- 2 коробки,2 апельсина, мяч, карточки с заданиями.
Организация рабочего места учащихся: в центре класса стулья стоят по кругу; у стен 4 стола для работы в группе.
Ход работы.
I. Организационный момент.
Энергизатор «Здравствуй, друг». (в паре)
Здравствуй, друг! | (рукопожатия) |
Как ты тут? | (хлопают друг друга по плечу) |
Где ты был? | (дергают за ухо) |
Я скучал! | (прикладывают руку к сердцу) |
Ты пришел! | (разводят руки в стороны) |
Хорошо! | (обнимаются) |
II. АОЗ.
Энергизатор: «Черный ящик».
Двое ребят вносят в класс черный ящик. (В ящике спрятаны сигареты.) Один предлагает заглянуть в него и узнать, что там спрятано. Второй убеждает, что это опасно, ни в коем случае не стоит этого делать. Первый снова подзадоривает детей: «Да вы только одним глазком посмотрите, не пожалеете!» и т.д.
В итоге создаются две группы.
Вывод: в жизни часто встречаются ситуации, когда нужно делать выбор. Многие люди поддаются соблазну и, даже если они потом горько сожалеют об этой минутной слабости, невозможно бывает что-либо исправить. Поэтому надо уметь контролировать свои желания и поступки.
- Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»
Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)
- Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).
- Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).
- Почему с ним такое произошло?
(ответы детей)
- Выберите из списка описание влияние табачного дыма на мозг, сердце, легкие.
- От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.
- Изо рта плохо пахнет.
- Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.
- Дым сигарет загрязняет легкие, вызывает кашель.
- Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
- Человек становиться напряженным, раздражительным.
(Дети отвечают, обосновывают свои ответы. Подвести к выводу, что лучше всего не начинать курить).
Энергизатор: Комок неприятностей.
Дети становятся в круг, кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги. (Игра длится недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком.)
Вывод: Комок сбил нас с ритма. Курение тоже сбивает с ритма жизни.
III. Давайте вернемся к мультфильму. Что же случилось с Зайцем? Почему Зайчик в будке стал кашлять, хотя сам не курил?
(Потому что табачный дым вреден не только для самого курящего, но и для того, кто находится рядом.)
Опыт. Модель курения.
Берется пустая пластиковая бутылка большого размера (чисто вымытая и высушенная). Обмотать один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставить в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна. Достать вату из бутылки и показать детям ее цвет. Предложить понюхать.
- Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких.
Чтение рассказа.
«Алла, Света и Стасик сидели на лавочке во дворе и смотрели новую книжку, которую принес Стасик. Ее только сегодня купили. Книжка была о динозаврах, красивая, с картинками. Алла была младшей сестрой Светы. Она сидела с края, и ей было плохо видно. Вдруг она сказала: «Почему так плохо пахнет? У меня даже глаза защипало!» Света со Стасиком подняли головы, оторвавшись от замечательных рисунков, и увидели, что рядом с ними на лавочку присели незнакомые мужчины. Они разговаривали, разглядывая какие-то документы, и курили. На детей они не обращали никакого внимания. Стасик предложил перейти на другую лавочку, которая стояла на солнцепеке и пустовала. Алла спросила: «Почему мы ушли с той лавочки? Ведь мы первыми ее заняли!» Стасик объяснил, что дым сигарет не просто плохо пахнет – он содержит яды. Пассивное курение опасно. Дети могут попросить взрослых не курить или отойти в сторону. «Мы можем отойти в другое место. Весь двор в нашем распоряжении…» - сказал Стасик»
Обсуждение:
- Чем вредно пассивное курение?
- Что можно сделать, чтобы избежать пассивного курения?
У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей.
- Посмотрите, что это знак? (Рисунок 1)
(Не курить!)
Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг? (Красным, поскольку знак запрещающий).
- Видели ли вы где-нибудь подобный знак?
- Приведите примеры мест, где курение запрещено?
(Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа).
- Везде ли висит этот знак?
-Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?
(Вежливо попросить взрослого не курить)
- Есть еще знак “место для курения” (табличка). Может кто-нибудь видел?
Что вы можете сделать, если окажетесь возле этой таблички? (Отойти подальше)
IV. Работа в группах. (Ребята делятся на 4 группы.)
а) Обсуждение ситуаций. (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5)
- Лифт. В лифте курить не разрешается, но в нем нет знака, запрещающего курение. Дети могут вежливо попросить взрослого не курить. Если дети ждут лифта, дверь открывается и они видят курящего взрослого, то лучше не входить в лифт, а подождать.
- Купе поезда. В купе поезда курить запрещено. Там висит запрещающий курение знак. Дети могут вежливо попросить взрослых не курить.
- Тамбур электрички. В тамбуре электрички нет знака, запрещающего курение. В этом случае дети могут перейти из тамбура в вагон электрички, где курить не разрешено.
- Квартира. В частной квартире хозяева могут разрешить курение. В этом случае дети могут принять решение уйти в другую комнату, попросить взрослых не курить.
б) Нарисовать себя на стуле. (Рисунок 6)
Представители групп показывают рисунки классу и объясняют выбор своей группы.
V. Подведение итогов.
Детям раздаются карточки с вопросами.
- Написать, что узнал? Что еще хотел бы узнать?
VI. Д/з. Взять анкету у курящих взрослых.
Энергизатор. Передавая мяч.
Что понравилось на уроке? Что запомнилось?