Цели:
1. Образовательные цели:
- Сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы;
2. Развивающие цели:
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы;
- развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления;
- развитие умения самостоятельно систематизировать знания.
3. Воспитательные цели:
- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;
- воспитывать умение выслушивать другое мнение
- воспитывать умения работать в группе.
- воспитывать культуру диалога
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, демонстрационный материал: таблица растений, таблица грибов, флакон пенициллина, плесневые продукты (хлеб, апельсиновая корка), таблички с надписями, карточки.
Организация урока - класс делится на 4 группы по 7 человек.
Приемы технологии критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна (пятистишия).
План урока:
- стадия вызова - постановка задачи, составление кластера;
- стадия осмысления - работа с текстом, его маркировка, сообщение новой информации, работа в группе;
- стадия рефлексии - составление синквейна.
Ход урока
I. Организация класса
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
II. Стадия вызова.
1. - Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!
- А что такое лес? Что вы о нем знаете?
(Лес- это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья, 2-й ярус - деревья пониже; 3-й ярус – кустарники (подлесок), 4-й – травы, 5-й – грибы и мхи).
- Какое значение имеет лес в природе? (Ответы детей)
- А какую роль он играет в жизни человека? (Ответы детей).
- Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа- это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа? (Живая, неживая).
- Какие признаки живого нам известны?
(Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)
- Какие царства живой природы мы знаем?
2. Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Тема нашего урока спряталась в загадке.
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся
(гриб)
- Как вы догадались?
(У гриба есть шапочка- шляпка)
- Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Ответы детей)
- Раз, вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
- Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
III. Стадия осмысления.
Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)
- Откройте учебники на странице 106.
- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»
- «V» - информация мне известна
- «+» - узнал что-то новое
- «--» - думал иначе
- «?» - хочу уточнить (спросить)
- Кто отметил «V» - информация мне известна?
- Какую информацию ты уже знал?
- А для кого это было новым?
- А для кого другая информация была новой?
- Кто до знакомства с текстом думал иначе?
- Кто отметил информацию «хочу уточнить»
- Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое. А привести ваши знания в порядок, т.е. систематизировать их вам помогут вопросы, записанные на доске.
- Где растут грибы?
- Какие бывают грибы?
- Правило сбора грибов
- Значение грибов в природе
(у детей на столах лежат конверты с текстами) (приложение)
Идет работа в группах.
(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе)).
IV. Стадия рефлексии
Выступление представителей от каждой группы.
V. Физминутка.
(после выступления представителей 2-й группы)
Игра «Съедобное - несъедобное»
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового.
- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.
Грибы
Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство (жизнь, мусорщики)
VII. Домашнее задание (по выбору)
- подготовить доклад (по той информации, которая заинтересовала, и хотите узнать об этом больше);
- книжка- малышка о грибах;
- кроссворд- викторина;
- составить «толстые» или «тонкие вопросы» по данной теме.