Урок экологии в начальной школе по теме "Способы защиты у животных"

Разделы: Начальная школа, Экология


Кто не спрятался – я не виноват.

(из детской считалки)

 

Этап 1-й “Формулирование темы”

(актуализация познавательной деятельности)

Учитель: На расчищенной от травы площадке бурого цвета ученые к колышкам привязали по 10 богомолов трёх цветов – бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами были уничтожены 6 жёлтых, 5 зелёных и только 2 бурых богомола. Почему так получилось?

Учащиеся: Выжили те богомолы, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.

Учитель: Что удалось выяснить при помощи описанного опыта?

Учащиеся: Как животные приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Рис.1. Богомол бурой окраски

В итоге учитель и учащиеся формулируют тему урока: “Способы защиты у животных”.

Этапы 2-3-й “Работа с текстом и создание карточек - сорбонок”

(изучение новой информации)

Учитель: Для изучения информации о способах защиты, которые существуют в животном мире, ознакомьтесь со следующим текстом и выпишите названия обнаруженных вами приспособлений у животных.

Задание:

  • изучить содержание текста;
  • выписать основные способы защиты у животных;
  • создать на основе выписанного материала карточки с указанием этих способов.

Учитель выдаёт тексты (один на пару), фломастеры, 10 картонок, сделанных в виде карточек. Работа осуществляется парами. Через 15-20 мин. каждая пара должна представить свой набор карточек, с которым будет связана её дальнейшая работа.

Пояснение. Карточки - сорбонки – небольшие картонки (10х10 см), на лицевой стороне которых пишется понятие, а на обороте – соответствующее понятию определение или пример, поясняющий его; предназначены для активной тренировки по терминам. Кроме детей, набор карточек должен иметь и учитель, чтобы показывать ту или иную карточку при контроле по теме, чтобы дети смогли проверить себя на ошибки самостоятельно.

Текст

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ

Ни одно животное не хочет добровольно попасть в лапы хищника. Чтобы не быть съеденными, животные имеют целый набор средств защиты - от рогов и шипов до химического оружия. Сюда же относится быстрое бегство и простые хитрости.

1. СПАСЕНИЕ БЕГСТВОМ

Большинство животных имеют огромное преимущество перед растениями в том, что могут убежать или улететь от тех, кто хочет их съесть. Кто быстро бегает и ноги длинные имеет, те убегают от хищника. Скорость - хорошая защита. Животные, пасущиеся стадом, при нападении хищника разбегаются в разные стороны, приводя того в замешательство и выигрывая время.

2. ПРЯТКИ

Мелкие животные не могут спастись бегством от более быстрых хищников. Они прячутся: кто в норки, кто в густых зарослях скрывается, а кому-то далеко ходить не надо - дом на спине, твердый, не всем хищникам по зубам. Многих животных спасает маскировочный костюм под цвет травы, листьев, где они обитают. Некоторые маскируются не только цветом, но и формой тела, похожей на палочку, веточку, листочек. Встанут в позу и замрут. Попробуй, отличи!

3. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

Для животных, не способных убежать или спрятаться от хищников, остается третий тип защиты: несъедобность или ядовитость. Однако к тому времени, когда хищник поймет, что его жертва несъедобна или ядовита, он уже укусит ее. Чтобы этого не случилось, многие ядовитые животные имеют яркую окраску, которая предостерегает хищников (поэтому они не прячутся и не убегают). Они знают, что их никто не тронет - невкусные они. Вот и предостерегают они своей окраской: “Не троньте нас, мы невкусные!”. Отдельные животные используют свое химическое оружие более активно: они выстреливают резко пахнущие вещества прямо в глаза хищнику.

4. ДОСПЕХИ

Есть животные, которые способны активно себя защищать с помощью особых выростов их тела:

  • кто оделся в колючую шубку, тот при опасности превращается в недоступный шар: с какой стороны ни сунься - уколешься;
  • другим для самообороны служат рога или “каменные рубахи” - панцири;
  • хорошим оружием служит и жало - один раз познакомившись с жалом, обидчик уже не рискнет напасть на такое животное.

5. ОБМАН

Некоторые виды бабочек имеют на крыльях небольшие пятна, похожие на глаза. Раскроет такая бабочка свои крылья перед птицей, и птица, которая только что пыталась клюнуть бабочку, в испуге улетает. Чего же она напугалась? Огромных “глаз”, взглянувших на нее в упор с крыльев бабочки. Многие ящерицы, чтобы спастись, оставляют в зубах хищника свой хвост. Он продолжает изгибаться, отвлекая нападающего, в то время как ящерицы и след простыл. Со временем у нее отрастает новый хвост.

Чтобы отразить нападение, животные часто громко свистят, шипят, бьют хвостом, встают на задние лапы, чтобы казаться больше, чем есть на самом деле. Если же угрозы не останавливают врага, многие животные притворяются мертвыми: внезапно переворачиваются на спину, раскрыв пасть, и после 2-3-х судорог остаются лежать в полной неподвижности. Столь неожиданный оборот чаще всего приводит хищника в недоумение, особенно если он употребляет в пищу добычу, им самим убитую, а не падаль. При этом животное-обманщик осторожно подглядывает, не отошел ли враг и нельзя ли обратиться к менее рискованному приему - быстро уползти в безопасное убежище.

Последнее средство, к которому прибегают животные для защиты, - подражание другим видам, ядовитым, вредным или неприятным на вкус, так что их враги, введенные в заблуждение, оставляют их в покое. Например, некоторые безобидные мухи оделись в такие же наряды, как пчелы и осы. Эти маскарадные костюмы и спасают их. Хищник, знакомый с жалом настоящих ос и пчел, не станет трогать и мух - подражателей.

НО все эти хитрости и премудрости не всегда спасают жертву от хищника: а иначе и быть не может! Для того они и жертвы, чтобы служить пищей для хищников.

В итоге карточки могут получиться следующие:

Лицевая сторона

Окраска

Обратная сторона

У некоторых животных есть маскировочный костюм под цвет листьев и травы, где они обитают.

Форма тела

Некоторые животные маскируются формой тела, похожей на палочку, веточку, листочек.

 

Яд

“Невкусные” животные, часто имеют яркую окраску, которая предостерегает хищников, чтобы их никто не трогал.

Поведение

Чтобы отразить нападение, животные громко свистят, шипят, бьют хвостом, встают на задние лапы, чтобы казаться больше, или подражают другим видам - ядовитым, вредным, неприятным на вкус.

Панцирь, рога, иголки

Кто оделся в иголки, при опасности превращается в колючий шар; другим для самообороны служат рога или “каменные рубахи”.

Жало

Хорошим оружием служит жало - один раз познакомившись с жалом, обидчик уже не рискнет напасть на такое животное.

Запах

Отдельные животные выстреливают резко пахнущие вещества прямо в глаза хищнику.

 

Длинные ноги

Животные, пасущиеся стадом, при нападении хищника разбегаются в разные стороны.

Этап 4-й “Распознание примеров: работа с карточками”

(применение полученных знаний)

Учитель: Разложите перед собой ваши карточки. Послушайте несколько примеров и постарайтесь определить, о каких приспособлениях идёт речь в каждом случае. Когда выберите ответ, отвечайте поднятием карточки. Каждая пара должна поднять только одну карточку, поэтому сначала посоветуйтесь друг с другом, а затем давайте ответ.

Примечание: чтение карточек можно сопровождать показом рисунков, иллюстрирующих текст.

Пример 1. В Южной Америке обитает 10 видов ленивцев – строго древесных животных. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие меху животного зелёный цвет.

Ответ: Окраска - помогает ленивцу скрываться в листве.

Пример 2. Североамериканский скунс в минуту опасности способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса.

Ответ: Запах.

Пример 3. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень опасный осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, он может убить 10 человек.

Ответ: Яд (варианты, предложенные детьми, могут быть и другими).

Пример 4. Гусеницы бабочки пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку.

Ответ: Форма тела.

Пример 5. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы – притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные как слоны способны обмануть хищников – они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.

Ответ: Поведение.

Этап 5-й “Игра “Динозавр”

(закрепление полученных знаний)

Учитель: На болоте стоит несколько домиков, в которых “живут” участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съесть любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь 3 раза сказать: “Я тебя съем, я тебя съем, я тебя съем”.

Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: “Иди в мой дом!” Правда, домик настолько мал, что тот, кто пригласил попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилище. Он бежит на кочку, и каждый зовет его к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательны, быстры и подвижны.

Игра закончится, если динозавр успеет трижды произнести: “Я тебя съем!”, прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, и динозавр “умрет с голоду”.

Примечание:

  • группы играющих меняются, так что все дети могут принять активное участие в игре;
  • домики обозначаются на полу либо мелом, либо листом бумаги так, чтобы расстояние между кочкой и любым из домиков было одинаковым;
  • заняв места в домиках и на кочке, участники ждут сигнала ведущего, после чего "динозавр" громко сообщает о своих намерениях;
  • роль "динозавра" может играть учитель;
  • игра может быть использована как способ укрепления дружеских отношений между детьми.

Этап 6-й “Подведение итогов”

Учитель: Сформулируем вывод по уроку: “Приспособленность – способность организмов противостоять изменениям условий окружающей среды благодаря особенностям своего строения или поведения”.

Технологическая карта занятия

Тема занятия Способы защиты у животных
Планируемый результат Школьники знакомятся с приспособлениями для защиты от врагов, существующими в мире животных.
Личная значимость изучаемого материала для школьников Умение предъявлять результаты своей работы. Формирование чувства успеха. Знания о животных могут пригодиться в жизни, интересные факты можно рассказать друзьям, родителям.
План занятия
  1. Формулирование темы (актуализация познавательной деятельности).
  2. Работа с текстом и создание карточек - сорбонок (изучение новой информации).
  3. Распознание примеров: работа с карточками (применение полученных знаний).
  4. Игра “Динозавр” (закрепление полученных знаний).
  5. Подведение итогов.
Методы обучения Частично поисковый: “Почему мир природы многообразен и все приспособлены к условиям жизни?”
Форма организации учебной деятельности Парная деятельность, практическая работа (создание карточек), подвижная игра с дидактической направленностью.
Приемы деятельности учителя Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, организация игровой деятельности.
Развитие умений учащихся Работать в паре, слушать товарищей, проявлять терпение, тренировать рефлексы (игра “Динозавр”).
Основные понятия и термины Защитные приспособления
Источники информации
  1. Ван Клив Дж. 200 экспериментов // Пер. с англ. - М.: “Уайли”,1995. - С. 84 (№ 63).
  2. Скотт М. Природа // Пер. с англ.- М.: “Росмэн”, 1998. - (“Оксфордская библиотека”). - С.36-41.
  3. Способы защиты у животных // Пер. с англ. - М.: ТЕРРА, 1997. - (Серия “Удивительный мир живой природы”). - С.8-11; 67.
  4. Толмачёва Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. - Донецк: “Сталкер”, 1998. - (Серия “Для школьников”). - С. 270-274.
  5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.145-146.
Оценки за занятие Каждому правильно поднявшему карточки при выполнении задания на этапе 4; всем – похвала.