Открытый урок в 10-м классе по теме "Агрегатные остояния вещества"

Разделы: Физика


"Один опыт я ценю выше тысячи  мнений, рождённых воображением”  (М.В. Ломоносов)

Дидактическая цель: фазовые переходы на основе молекулярно-кинетической теории.

Задачи урока:

  • Закрепление, контроль и углубление знаний учащихся по теме “Свойства жидкостей, газов и твёрдых тел”.
  • Воспитание умения работать в группе, правильно формулировать свои мысли, проводить самооценку своих знаний.
  • Развитие творческих способностей через создание проблемных ситуаций.

Демонстрации:

  • Фрагмент видеофильма “Рост кристаллов”, “Поведение молекул в жидкости, газе и в твердом теле”, “ Плазма”.
  • Использованы интерактивные модели (Броуновское движение, диффузия газов, насыщенный пар под крышей при различных температурах, тепловое движение в твердых телах).
  • Оборудование для экспериментальных работ.

Ход урока

Вступление учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним фазовые переходы на основе МКТ. Фазовый переход – переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина(плотность, внутренняя энергия). Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

Учитель. Ребята, давайте вспомним в каких агрегатных состояниях могут находиться вещества ?

Ученик. Различают четыре агрегатных состояния вещества:

  1. Твердое
  2. Жидкое
  3. Газообразное
  4. Плазменное

Учитель: С тремя состояниями мы уже знакомы . Давайте, вспомним эти состояния вещества.

Учащиеся 1-й группы.

Твердое тело. В земных условиях многие тела находятся в твердом состоянии. Атомы и молекулы твердых тел не могут разорвать связи с ближайшими соседями и колеблются около положения равновесия. Вот почему они сохраняют форму и объем тела. Если соединить центры положения равновесия атомов(молекул) твердого тела, получим правильную пространственную решетку, которая называется кристаллической: Ек << Еп.

Учащиеся 2-й группы.

Жидкости. Молекулы жидкости расположены вплотную друг к другу. Зажатая, между соседними молекулами ,она сталкивается с ними лишь время от , она совершает “перескок” и тут же попадает к новым соседям . Время, которое молекула проводит не колеблясь , называют временем оседлой жизни. С повышением температуры время оседлой жизни уменьшается. Молекулы жидкости находятся близко друг от друга , поэтому, если попытаться сменить объем, даже на малую величину, молекулы деформируются. Поэтому жидкости мало сжимаемы. Жидкости текучи. Под действием внешней силы перескоки происходят преимущественно в направлении ее действия. Жидкости не только текут, но принимают форму сосуда Ек = или < Еп. Из-за непрерывного движения энергия молекулы становится то больше то меньше , поэтому молекулы могут перескакивать.

Учащиеся 3-й группы.

Газ. В газах расстояние между атомами во много раз превышает размеры самих молекул. Газы легко сжимаемы, т.к. при сжатии изменяется лишь расстояние между молекулами. Многочисленные удары о стенки сосуда создают давление газа. Ек > Ер

Учитель.

Плазма. При некоторых видах излучения (рентгеновского, гамма-излучения радиоактивных веществ), а также при очень высоких температурах происходит ионизация газа: часть молекул или атомов теряют свои электроны , и становятся положительно заряженными ионами. Газ может полностью ионизироваться .

Частично или полностью ионизованный газ называется плазмой. Плазма представляет собой смесь ионов и свободных электронов. В целом плазма электрически нейтральна . Если ее поместить в электрическое поле , то возникнет движение заряженных частиц, то есть появится ток. Плазмой является газ в лампах дневного света, неоновых трубках для рекламы. Гигантскими скоплениями плазмы являются звезды , в том числе и Солнце. Плазма – наиболее распространенное состояние вещества в природе.

(видеофрагмент – агрегатные состояния вещества, видеофрагмент – плазма ). Видеофрагменты можно взять у атора.

1. Первое положение МКТ.

Все тела состоят из огромного количества частиц (молекул,атомов или ионов),между которыми есть промежутки. Итак мы с вами вспомнили три важнейших положения, которые лежат в основе молекулярно-кинетической теории.

  • Молекула – это мельчайшие частицы вещества.
  • Молекулы состоят из атомов.
  • У одного и того же вещества молекулы одинаковые.
  • У разных веществ молекулы разные.
  • При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.
  • При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

2. Второе положение МКТ.

Частицы вещества непрерывно и хаотически движутся. (это положение подтверждается существованием диффузии, конденсации, испарения, давления газа на стенки сосуда, броуновским движением и т.д.) Какая группа расскажет про броуновское движение?

3. Третье положение МКТ.

Частицы вещества взаимодействуют друг с другом: притягиваются на небольших расстояниях и отталкиваются, когда эти расстояния уменьшаются.

Учитель. Чтобы закрепить наши знания об основных положениях МКТ, мы с вами должны выполнить следующие задания:

Конкурс “Отгадай кроссворд”

Задача – быстрее решить кроссворд. Для участия в этом конкурсе от каждой команды приглашаются по 2 представителя.

Кроссворд

 

Поднимитесь по ступенькам этой лестницы-кроссворда, где:

  1. Важная для тепловых явлений физическая величина. (Температура)
  2. Понижение температуры. (Охлаждение)
  3. Процесс превращения твердого тела в жидкость. (Плавление)
  4. Одно из агрегатных состояний вещества. (Жидкость)
  5. Один из источников энергии. (Топливо)
  6. Наглядное изображение зависимостей между величинами. (График)
  7. Жидкие атмосферные осадки. (Дождь)
  8. Вид твердого состояния воды. (Снег)
  9. Газообразное состояние вещества. (Пар)
  1. Конкурс “Прочитай график!”

Каждая команда получает карточку, на которой изображён график, а рядом вопросы, на которые нужно ответить. Можно пользоваться таблицами в учебнике.

Карточки с заданиями:

рисунок 1.

  для первой группы

1. По графику (рис.1) определить:

  • Какой процесс изображает график?
  • Для какого вещества составлен график?
  • Что происходит на участке АВ?
  • Что происходит на участке СД?

Рисунок 2.

для второй группы

2. По графику (рис. 2) определить:

  • Какой процесс изображает график?
  • Какова была температура вещества, когда начали наблюдения?
  • Через сколько минут температура перестала расти?
  • Какой участок графика соответствует росту внутренней энергии?

Рисунок 3.

для третьей группы

3. По графику (рис.3) определить:

  • Для какого вещества составлен график?
  • Сколько времени охлаждалось вещество от 20оС до температуры кристаллизации?
  • Сколько времени длился процесс кристаллизации?
  • О чём говорит участок графика ДЕ?
  •  Что происходит на участке АВ?
  • Что происходит на участке ВС?
  • При какой температуре было начато наблюдение?

Для какого вещества составлен график?

Вам было поручено подготовить дополнительный материал по состояниям вещества.

  1. Состояние чугуна
  2. От чего зависит точка замерзания и кипения вещества
  3. Строение воздуха

4. Закрепление темы:

Каждая группа должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка, прокомментировав физическое явление, соответствующее теме стихотворения.

Задание первой группе.

Все точно в полусне. Над серою водой
Сползает с гор туман , холодный и густой,
Под ним гудит прибой ,зловеще расрастаясь ,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво крутится во мгле теряясь.
(И.А. Бунин . "Сумерки".)

Задание второй группе.

А я все гладил снег рукой;
А он все звездами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Который снес бы бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
(С.Г. Островой)

Задание третье группе.

Слышу я прирды голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтобы из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательноо нам с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами,
И твердит природы голос:
В нашей власти, в нашей власти,
Чтобы все не раскололись
На бессмысленные части!
(Л.А. Мартынов.)

Подведение итогов

  • По результатам работы просим экспертов оценить знания, полученные во время изучения темы. А всех участников – дать оценку самого урока (что понравилось, а что – нет).
  • Мы совершили сегодня своеобразное путешествие в мир опытов и наблюдений, приобрели навыки экспериментирования по агрегатным состояниям вещества.
  • Для чего нужно знать строение вещества?

Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске: “Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей”.

Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.

Желаю успехов в изучении предмета “Физика”.