Учебно- воспитательные цели:
- Объяснить значения понятий: Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки
- Описывать географическое положение морей.
- Называть и показывать части Мирового океана.
- Работа с учебником, картами атласа, к\к.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, слайды презентации со схемами, выполненные в программе Рower point, карты атласа, карта полушарий, контурные карты, рабочие тетради.
1. Целеполагание.
Наша задача на сегодняшнем уроке продолжить получать знания о Гидросфере, Мировом океане. Познакомиться с понятиями море, пролив, залив, остров, полуостров, архипелаг и запомнить значения этих понятий.
Ход урока
2. Опрос домашнего задания.
1) На доске записаны термины ранее изученные, при написании в них сознательно были допущены ошибки. (приём лови ошибку)
литосфера, метаморфизические г.п., горст, гробен, гора, рельв, равнины, гидрасфера.
2) Определить географические объекты и их координаты.
г.Вашингтон (39 с.ш. 77 з.д.), г. Сидней (35 ю. ш.150 в.д.),
54 с.ш.141 в.д. (р. Амур),15 ю. ш.47 з.д. (г. Бразилиа)
3) игра “Что такое, кто такой?”
вода-3 (три состояния воды)
1 место (по площади Т.О.) тема вода на земле
4 (4 океана на земле)
> 2000 м. (высокие горы)
8848 м. (Джомолунгма-Эверест, система Гималаи)
< 200 м. (депрессия равнина ниже уровня моря) тема рельеф
от 200 м. до 500 м. (возвышенность)
4) Составить схему Мирового круговорота воды в природе, объяснить этот процесс.
3. Объяснение нового материала.
У - Из-за того, что на Земле находится почти вся вода Солнечной системы, её называют водной планетой.
Эта вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана.
У - Назовите эти океаны. Покажите на карте, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
У - М\О занимает 3\4 поверхности. На данной круговой диаграмме мы видим соотношение суши и океана на земле. Давайте её вместе проанализируем. (прил.№1)
У - М\О это единое водное пространство, которое нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. (прил.№2)
У - в М\О находятся разные участки суши. (прил.№ 3)
Учитель показывает, как на карте выглядят материки, острова, полуострова, архипелаги)
У - По своему происхождению острова бывают нескольких видов (прил.№4)
Задание: (прил.№5)
1. Найдите на карте полушарий все материки Земли и в порядке уменьшения их по площади покажите.
2. Найдите на карте по2-3 примера крупных островов, полуостровов, архипелагов и нанесите их на к\к
3. Найдите на карте все океаны Земли. Нанесите их на к/к.
У - открыть учебник стр.71 прочитайте текст океаны. (класс разделить на 4 варианта)
После прочтения коротко охарактеризовать особенность каждого из океанов. (прил.№6)
У - В пределах каждого из океанов выделяются моря, заливы и проливы.
Что такое море? (дать возможность объяснить уч-ся) (прил.№7)
У - Моря бывают внутренними и окраинными
Задание: (прил.№8)
1) Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются моря:
Красное, Карское, Аравийское, Охотское
2) Частями, каких океанов являются эти моря.
У - (прил.№9)
У - Ещё одна из частей М\О это залив (прил.№ 10),и пролив (прил.№11)
У- д\м
Самый длинный - Мозамбикский пролив1760м.,
Самый широкий - пролив Дрейка 1000м.,
Самый узкий - Гибралтарский пролив 14км.
4.Закрепление нового материала
Для того чтобы нам с вами закрепить пройденный сегодня материал, я с вами проведу диктант “Части мирового океана” (прил.№12)
Перечислены части М\О вы должны определить по заданному вопросу, где и какая часть. Затем мы с вами проверим.
1) Материк - огромные участки суши в М\О
2) Пролив - сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
3) Море - Эта часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами.
4) Залив - это часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но свободносообщающаяся с океаном или морем.
5) Остров - это часть суши, окружённая со всех сторон водой.
6) Полуостров - это часть суши, окружённая с трёх сторон водой.
7) Архипелаг - это группа островов, находящаяся близко друг от друга.
8) Гидросфера - водная оболочка Земли.
Совместно с уч-ся проверить.
5. Итог урока.
У - обращается к классу
Сегодня мы с вами познакомились с частями входящими в состав М\О, перечислите мне их, пожалуйста .
6. Домашнее задание.
(прил.№13)
Изучить §24, выучить определения частей океана. В к/к отметиь по2-3 своих примеров всех частей океанов.
Приложения можно получить у автора.