Цель: Ориентация учащихся в мире профессий, выявление их интересов, способностей, для выбора профиля обучения в старшей школе, формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
- Выявление способностей школьников, которые создают предпосылки для достижения результатов в какой-либо деятельности.
- Представление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе
- Ориентация в видах профессий
- Определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам, профильному обучению.
Оборудование:
- листы с анкетами,
- мультимедийное представление,
- информационный материал,
- карточки.
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая.
Методы работы:
- тестирование,
- словесные,
- проблемные.
Ход урока
Учитель: Тема нашего занятия звучит так: “ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЮЩЕЕ”, мы попробуем сделать примерный выбор профиля дальнейшего обучения, через выявление ваших способностей, определение профессиональных склонностей. Слайд 1
Цели нашего занятия: Слайд 2
- Оценить свои способности
- Расширить кругозор о мире профессий, через определение склонностей к профессиональной деятельности
- Продолжить подготовку к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и осознанному выбору будущей профессии
Учитель: Сегодня мы попробуем с вами
определить связь между различными видами
профессий и профилем обучения, а также ещё раз
задуматься о своем истинном призвании. Сделать
пробу выбора вашего дальнейшего профиля
образования в сочетании с вашими
профессиональными склонностями и способностями.
Учитель: Вы, наверно, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? А что является основой в выборе профессии?
Ответы детей
Учитель: Найти свое призвание совсем не просто. Если бы каждый “рождался” именно для определенной работы и с детства знал об этом, никакой проблемы с развитием способностей и не стаяло бы. Какой потенциал заложен в нас от природы, как его в себе разглядеть и реализовать? Одной из основ в выборе профессии являются способности. Попробуем оценить наши способности с помощью теста. Слайд 4-8
Оценка способностей школьника
Ответь на вопросы “да” или “нет”
- Верно ли, что в детстве ты очень любил:
- Подолгу играть в подвижные игры;
- Продумывать игры и верховодить в них;
- Играть в шашки, шахматы;
- Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри;
- Читать стихи или петь песни;
- Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;
- Слушать сказки или истории;
- Рисовать или наблюдать;
- Сочинять сказки ли истории?
- Нравится ли тебе сейчас:
- Заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;
- Добровольно брать на себя обязанности организатора дела;
- Помогать ребятам решать математические задачи;
- Читать об известных открытиях и изобретениях;
- Участвовать в художественной самодеятельности;
- Помогать другим людям разбирать в их проблемах;
- Читать или узнавать что-то новое об искусстве;
- Заниматься в изостудии, изокружке;
- Писать сочинение на свободную тему?
- Получаешь ли ты особое удовольствие:
- От участия и борьбы в спортсоревновании;
- От умения расставить людей, распределить работу;
- От решения трудных математических задач;
- От исправления бытовых электро- и радиоприборов;
- От игры на сцене;
- От общения с людьми;
- От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;
- От посещения художественной выставки;
- От пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?
- Часто ли тебя тянет:
- К длительным физическим упражнениям;
- К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;
- к разгадыванию математических шарад;
- К изготовлению каких-либо моделей;
- Участвовать в постановке спектаклей;
- Помочь людям, посочувствовать им;
- Поиграть на музыкальном инструменте;
- Порисовать красками или карандашами;
- Писать стихи или вести дневник?
- Любишь ли ты долгое время:
- Заниматься спортом или физическим трудом;
- Энергично работать вместе с другими;
- Заниматься черчением или шахматами;
- Копаться в механизмах, приборах;
- Заботиться о младших, слабых или больных людях;
- Думать над судьбами людей;
- Исполнять музыкальные пьесы;
- Рисовать, лепить, фантазируя при этом;
- Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
I – Физические
II – Организационные
III – Математические
IV – Конструктивно-технические
V – Эмоционально-изобразительные (артистические)
VI – Коммуникативные
VII – Музыкальные
VIII – Художественно-изобразительные
IX – Филологические
Подведение итогов: Подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу. Каждый столбец характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.
- ЭТАП Слайд 9
Учитель: Вы уже знаете или задумывались, по какому профилю вы продолжите дальнейшее обучение? А вообще, какие профили существуют: в школах? В нашей школе такие профили: социально-экономический, филологический, оборонно-спортивный. Чем вы руководствуетесь, задумываясь о профиле обучения?
Ответы детей
Учитель: Итак, мы не зря начали наш урок с определения ваших способностей, потому что возможно в основе выбора профиля и лежат наши способности. Давайте предположим, к каким профилям, какие способности более подходят.
Ответы детей по слайду, с комментариями
и поправками учителя. Слайд 10
Учитель Ребята, скажите, а для чего вы выбираете, профиль обучения?
Ответы детей
Учитель Ответить на вопрос “Кем быть?” фактически означает найти способ реализации собственного “Я”. Однако на пути поиска своего “Я” люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Одним из способов избежать этих сложностей является составление собственного профессионального плана, который обогащает представления о своей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе.
Профессиональный план Слайд 12 может включать в себя следующие этапы:
- Осознание своих интересов, склонностей, способностей.
- Правильный выбор профиля.
- Определение в выборе учебного заведения, специальности
- Сама профессия
Какие пункты вы уже сейчас можете реализовать?
Учитель: Мы определились с нашими способностями, а теперь оценим наши профессиональные склонности, с помощью опросника Йовайши Слайд 13
Инструкция для учащихся
При выборе профессии человеку очень важно учитывать свои индивидуальные склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов — “а”, “б” или “в” — и отметьте его в бланке.
1. Мне хотелось бы в своей
профессиональной деятельности: а) общаться с самыми разными людьми; б) заниматься расчетами; вести документацию; в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене |
2. В книге или кинофильме
меня больше всего привлекает: а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; б) сюжет, действия героев; в) информация, которая может пригодиться в жизни. |
3. Меня больше обрадует
премия: а) в области науки; б) за общественную деятельность; в) в области искусства. |
4. Я скорее соглашусь стать: а) управляющим банка; б) главным инженером на производстве; в) начальником экспедиции. |
5. Будущее людей определяют: а) научные открытия; б) развитие производства; в) взаимопонимание между людьми. |
6. Если я стану директором
школы, то прежде всего займусь: а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.п.); б) созданием дружного, сплоченного коллектива; в) разработкой новых технологий обучения. |
7. На технической выставке
меня больше привлечет: а) внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.п.); б) внутреннее устройство экспонатов; в) их практическое применение. |
8. В людях я прежде всего
ценю: а) мужество, смелость, выносливость; б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость; в) ответственность, честность, аккуратность. |
9. В свободное от работы
время мне хотелось бы: а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; б) ставить различные опыты, эксперименты; в) тренироваться. |
10. Во время туристических
поездок меня скорее заинтересует: а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); б) общение с новыми людьми; в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны. |
11. Мне интереснее
беседовать: а) об автомобиле нового типа; б) о новой научной теории; в) о человеческих взаимоотношениях. |
12. Если бы в моей школе было
всего три кружка, я бы выбрал: а) технический б) музыкальный; в) спортивный. |
13. В школе следует обратить
особое внимание на: а) создание атмосферы взаимопонимания между учителями и учащимися; б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом; в) состояние дисциплины. |
14. Я с большим удовольствием
смотрю: а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы. |
15. Мне хотелось бы работать: а) с машинами, механизмами; б) с объектами природы; в) с детьми или сверстниками. |
16. Школа в первую очередь
должна: а) давать знания и умения; б)учить общению с людьми; в) обучать навыкам работы. |
17. Главное в жизни: а) вести здоровый образ жизни; б) иметь возможность заниматься творчеством; в) иметь комфортные бытовые условия. |
18. Для благополучия общества
в первую очередь необходимы: а) защита интересов и прав граждан; б) забота о материальном благополучии людей; в) развитие науки и технический прогресс. |
19. Из предложенного списка
мне больше всего нравятся уроки: а) физкультуры; б) математики; в) трудового обучения. |
20. Мне интереснее было бы: а) планировать производство продукции; б) изготавливать изделия; в) заниматься сбытом продукции. |
21. Я предпочитаю читать
статьи: а) о выдающихся ученых и их открытиях; б) о творчестве художников и музыкантов; в) об интересных изобретениях. |
22. В свободное время я люблю: а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; б) читать, думать, рассуждать; в) ходить на выставки, концерты, в музеи. |
23. Больший интерес у меня
вызовет сообщение: а) о художественной выставке; б) об экономической ситуации; в) о научном открытии. |
24. Я предпочту работать: а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете. |
Подведение итогов
Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки:
- 10-12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность;
- 7-9 баллов — склонность к определенному виду деятельности;
- 4-6 баллов— слабо выраженная профессиональная склонность;
- 0-3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?
Бланк ответов
№ | I | II | III | IV | V | VI |
1 | А | В | Б | |||
2 | В | А | Б | |||
3 | Б | А | В | |||
4 | Б | В | А | |||
5 | В | А | Б | |||
6 | Б | В | А | |||
7 | Б | В | А | |||
8 | Б | А | В | |||
9 | Б | А | В | |||
10 | В | А | Б | |||
11 | В | Б | А | |||
12 | А | Б | В | |||
13 | А | Б | В | |||
14 | А | Б | В | |||
15 | В | А | Б | |||
16 | Б | В | А | |||
17 | Б | А | В | |||
18 | А | В | Б | |||
19 | В | А | Б | |||
20 | В | Б | А | |||
21 | А | В | Б | |||
22 | Б | А | В | |||
23 | В | А | Б | |||
24 | А | Б | В | |||
Всего |
Ответы детей
Учитель. Ребята, вы разбились на группы в соответствии с вашими склонностями. Соотнесем то, что вы знаете о себе с тем, что получилось в результате опроса. Вам предложена характеристика склонностей к профессиональной деятельности. Итак, по группам…
Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам,
- склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
- склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
- склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
- склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии
творческого характера, связанные с
изобразительной, музыкальной,
литературно-художественной,
актерско-сценической деятельностью. Людей
творческих профессий кроме специальных
способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость. - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.
- склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Ответы детей
VI. ЭТАП Слайд 16
Учитель: Каждой склонности соответствует свой ряд профессий, в которых проявляются определенные качества, способности, и которые соответствуют вашим интересам. Чтобы обрести профессию, мы должны получить образование в учебном заведении, а чтобы успешно получить профессиональное образование нужно правильно выбрать свой профиль. Например (психолог, Слайд 17).
Работа в группах по карточкам (детям предлагается перечень профессий, качеств личности, учебные заведения, профили и способности, среди которых надо выбрать соответствующие их группе, а также дополнить свое) Слайд 18
Карточки
ПРОФЕССИИ
(подчеркните только те, которые относятся к вашей группе”
- ВРАЧ
- ВОДИТЕЛЬ
- ЭКОНОМИСТ
- АГРАНОМ (ФЕРМЕР)
- СЛЕДОВАТЕЛЬ
- УЧИТЕЛЬ
- МУЗЫКАНТ
- СПАСАТЕЛЬ
- ПРОГРАММИСТ
- МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ
- АКТЕР
- БРОКЕР
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
(где можно получить образования по профессиям вашей группы)
- ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
- ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
- ФОРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ
- ВОЕННЫЕ
- ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
- АГРАРНЫЕ
- МЕДИЦИНСКИЕ
- СТРОИТЕЛЬНЫЕ
- ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ
- КУЛЬТУРЫ
- АВТОДОРОЖНЫЕ
ПРОФИЛИ (какой больше всего подойдет вашей профессии)
- ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
- ГУММАНИТАРНЫЙ
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
- ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- ФИЗИКО-МАТЕМАТИЕСКИЙ
- ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ
СПОСОБНОСТИ (какие больше относятся к вашей профессии)
- ФИЗИЧЕСКИЕ
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
- КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ
- ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ
- ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ (АРТИСТИЧЕСКИЕ)
Вывод вытекает из ответов детей.
Рефлексия
Учитель: Можно ли сказать, что наше занятие стало первой ступенькой в профессиональном самоопределении. А если кто-то выявил несоответствие самоощущения с итогами тестирования, то им необходимо провести еще ряд методик, для ликвидации этого несоответствия.
Итог
Мы достигли поставленной цели и решили задачи.