"Семья – маленькая вселенная"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  1. Формирование базового систематизированного представления о семье.
  2. Развитие культуры общения студентов в кругу семьи.
  3. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и их родителей.

Ход мероприятия

I. Орг.момент.

1. Приветствие участников мероприятия. Объяснение целей встречи.

II. Вводная часть

1. Вступительное слово преподавателя.

1.1. Мотивация – показ значимости, актуальности темы.

1.2. Деление на группы: “дети” и “родители”.

III. Основная часть

1. Выступления студентов:

- из истории возникновения семьи и семейных отношений

2. Решение проблемных ситуаций.

Ситуация № 1.

Отец поздравил сына с днем рождения:

“Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На погрешенья взрослых:
На куренье и бокал вина, мой дорогой!”

Сын посмотрел задумчиво в окно:

“Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это”.

Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу же заставляет задуматься над огромной проблемой... Какой? Каковы ваши мнения?

Заслушиваются и обсуждаются ответы “родителей” и “детей”

Ситуация №2

Предлагается ответить на вопросы:

  1. Назовите черты, отличающие неблагополучных и благополучных семей.
  2. Почему появляются неблагополучные семьи, каковы предпосылки?
  3. Как в каждой из этих семей принято воспитывать детей?
  4. В чем проблемы детей?

Все думают 2-3 минуты, затем отвечают каждая сторона, противоположная сторона соглашается или отрицает доводы.

Говоря об идеальном воспитании, подростки высказали следующие предпочтения. Им хотелось бы, чтобы их воспитывали:

  • ласково; с любовью
  • доверяя,
  • строго, но не ограничивая радости жизни,
  • уважая; проявляя понимание,
  • без крика и телесных наказаний.

Ситуация № 3

Студенту до окончания техникума еще два года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака. Убедите друг друга, что вы (“родители и дети”) правы. Кто был убедительнее?

Ситуация № 4

Студент, весьма одаренный в области механики, с задатками изобретателя, желает бросить техникум и идти работать в охрану, где хорошо платят (т.к. денег ему не хватает). Убедите друг друга в своей правоте. - Кто был убедительнее?

Ситуация № 5

Написать (и озвучить) письмо (“родители” - “детям”, “дети” - “родителям”), начав его словами:

“Я любил и понимал бы тебя больше, если бы …”

3. Объединение групп “родители” и “дети” в одну “Семью” и определение понятия “семья”, принципы взаимоотношений в семье.

4. Рефлексия.

В ходе проведения мероприятия участники осознали:

  • “что семья – главное в жизни человека”;
  • “важность мнения и родителей и детей”;
  • “что конфликт можно решить очень легко”;
  • “что мысли, представления детей и родителей часто различны и нахождение компромисса необходимо”.

Помните:

  1. Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.
  2. В споре действуй убеждением, а не угрозой.
  3. Пригласите “арбитра”, который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом обеих конфликтующих сторон.
  4. Помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова. Возможно, вы найдете компромисс.

В заключении хочется вспомнить красивую легенду о двух половинках, ищущих друг друга по свету.

Когда-то давным-давно не было на земле мужчин и женщин, а жили сильные и красивые существа. И так прекрасны и могущественны они были, что боги, опасаясь, как бы те не заняли их место, решили их наказать. Они разрубили каждого на две части и разбросали эти половинки по всему свету. И с тех пор эти половинки ищут друг друга, а когда находят - возрождается единое целое, гармоничное и прекрасное.

И тогда семья действительно превращается в

  • гавань, где тебя ждут,
  • зонтик, защищающий от дождя,
  • оркестр, играющий одну музыку,
  • маленькую вселенную.

Звучит песня “Родительский дом”.

Использованная литература

  1. Научно – методический журнал “Классный руководитель” М. 2001 г. № 7
  2. Гребенников И.В. “Основы семейной жизни”. М.: Просвещение, 1991
  3. Культура семейных отношений М.: 1985