Цели:
- Формирование базового систематизированного представления о семье.
- Развитие культуры общения студентов в кругу семьи.
- Способствовать укреплению взаимопонимания детей и их родителей.
Ход мероприятия
I. Орг.момент.
1. Приветствие участников мероприятия. Объяснение целей встречи.
II. Вводная часть
1. Вступительное слово преподавателя.
1.1. Мотивация – показ значимости, актуальности темы.
1.2. Деление на группы: “дети” и “родители”.
III. Основная часть
1. Выступления студентов:
- из истории возникновения семьи и семейных отношений
2. Решение проблемных ситуаций.
Ситуация № 1.
Отец поздравил сына с днем рождения:
“Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На погрешенья взрослых:
На куренье и бокал вина, мой дорогой!”
Сын посмотрел задумчиво в окно:
“Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это”.
Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу же заставляет задуматься над огромной проблемой... Какой? Каковы ваши мнения?
Заслушиваются и обсуждаются ответы “родителей” и “детей”
Ситуация №2
Предлагается ответить на вопросы:
- Назовите черты, отличающие неблагополучных и благополучных семей.
- Почему появляются неблагополучные семьи, каковы предпосылки?
- Как в каждой из этих семей принято воспитывать детей?
- В чем проблемы детей?
Все думают 2-3 минуты, затем отвечают каждая сторона, противоположная сторона соглашается или отрицает доводы.
Говоря об идеальном воспитании, подростки высказали следующие предпочтения. Им хотелось бы, чтобы их воспитывали:
- ласково; с любовью
- доверяя,
- строго, но не ограничивая радости жизни,
- уважая; проявляя понимание,
- без крика и телесных наказаний.
Ситуация № 3
Студенту до окончания техникума еще два года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака. Убедите друг друга, что вы (“родители и дети”) правы. Кто был убедительнее?
Ситуация № 4
Студент, весьма одаренный в области механики, с задатками изобретателя, желает бросить техникум и идти работать в охрану, где хорошо платят (т.к. денег ему не хватает). Убедите друг друга в своей правоте. - Кто был убедительнее?
Ситуация № 5
Написать (и озвучить) письмо (“родители” - “детям”, “дети” - “родителям”), начав его словами:
“Я любил и понимал бы тебя больше, если бы …”
3. Объединение групп “родители” и “дети” в одну “Семью” и определение понятия “семья”, принципы взаимоотношений в семье.
4. Рефлексия.
В ходе проведения мероприятия участники осознали:
- “что семья – главное в жизни человека”;
- “важность мнения и родителей и детей”;
- “что конфликт можно решить очень легко”;
- “что мысли, представления детей и родителей часто различны и нахождение компромисса необходимо”.
Помните:
- Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.
- В споре действуй убеждением, а не угрозой.
- Пригласите “арбитра”, который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом обеих конфликтующих сторон.
- Помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова. Возможно, вы найдете компромисс.
В заключении хочется вспомнить красивую легенду о двух половинках, ищущих друг друга по свету.
Когда-то давным-давно не было на земле мужчин и женщин, а жили сильные и красивые существа. И так прекрасны и могущественны они были, что боги, опасаясь, как бы те не заняли их место, решили их наказать. Они разрубили каждого на две части и разбросали эти половинки по всему свету. И с тех пор эти половинки ищут друг друга, а когда находят - возрождается единое целое, гармоничное и прекрасное.
И тогда семья действительно превращается в
- гавань, где тебя ждут,
- зонтик, защищающий от дождя,
- оркестр, играющий одну музыку,
- маленькую вселенную.
Звучит песня “Родительский дом”.
Использованная литература
- Научно – методический журнал “Классный руководитель” М. 2001 г. № 7
- Гребенников И.В. “Основы семейной жизни”. М.: Просвещение, 1991
- Культура семейных отношений М.: 1985