Цель: Изучить причины и пути решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Образовательные. Обеспечить усвоение учащимися основных понятий конфликтологии. Выяснить какую роль играют конфликты в нашей жизни.
- Развивающие. Формирование навыков самостоятельной работы по поиску и изучению дополнительного материала. Развитие способностей адекватно себя вести в конфликтных ситуациях.
- Воспитательные. Обучать школьников общению друг с другом и воспитывать чувства уважения к культуре и своим товарищам.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний с применением рефлексивной технологии.
Слово учителя. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Главная цель нашего занятия это выяснить как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты. В начале давайте с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения Начинается проверка и закрепление изученного материала из курса “Обществознания” по социальным конфликтам. Опрос учащихся.
Вопрос: Какие чувства у вас возникают при слове “конфликт”?
Ответ: Чувства возникают разные. В основном отрицательные, негативные, вызывает недоверие и тревожность.
Вопрос: Что такое конфликт? Назовите его структуру.
Ответ: Конфликт (от лат. confliclus - столкновение) можно определить как серьезное разногласие, или острый спор, вызывающие борьбу интересов, взглядов, стремлений людей.
Структура конфликта:
- КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
- КС – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта.
- И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
- К - конфликт
Вопрос: Какие функции он выполняет?
Ответ: Конфликты оказывают противоречивое влияние на нашу жизнь в одних случаях он выполняет положительные функции: ослабление психической напряженности, стимулирует активность человека, улучшает качества деятельности, сплачивает единомышленников, в других – отрицательные: причиняет вред здоровью, ухудшает настроение, снижает сплоченность группы, нарушает межличностные отношения.
Вопрос: Назовите причины возникновения конфликтов?
Ответ:
- социальное неравенство
- дефицит жизненных благ
- борьба за лучшие позиции в обществе
- несовпадение ценностей индивидов и общества
- противоположность интересов людей
- эгоистичность людей
- плохая информация и недоразумения
- несовершенство человеческой психики
Вопрос: Какие основные типы конфликтов Вы знаете?
Ответ: Конфликты бывают:
- По сфере общественной жизни: экономические, политические, социальные, семейно-бытовые, идеологические
- По объекту: внутриличностные, межличностные
- По последствиям: позитивные, негативные
- По времени протекания: быстротечные (динамичные), затяжные (статичные)
- По степени протекания: истинные, потенциальные, ложные
После опроса учащимся предлагается познакомиться с презентациями, которые они самостоятельно готовили при помощи учителя к данному уроку. Темы презентаций могут быть различные. Смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
На этом теоретическая часть урока заканчивается и начинается практическая. Ученики делятся на три группы по 6-8 человек и получают карточки с заданиями, первая команда решает конфликтные ситуации по карточке №1, вторая – по карточке №2 и третья – по карточке №3. Ниже приведены примерные варианты данных карточек.
Задание 1: Рассмотрите примеры и предложите решения конфликтных ситуаций.
Карточка № 1
1. Мать отпустила свою дочь погулять и велела прийти домой в 22.30 во время и без опозданий. Дочь пришла домой в 00.00. Мать стала ругаться, говорить дочери, что она не слушается и заставляет ее переживать. |
2. Парень назначил встречу девушке на 20.00. Она пришла, его нет, прошло 20 минут. Девушка увидела своего парня и сразу стала кричать на него. |
3. Мама, перед тем как уйти попросила дочку убраться дома. Вместо этого дочка ушла гулять и не выполнила это задание. Когда она пришла домой мама начала ее ругать, а дочка стала утверждать, что к ней позвонила лучшая подруга Лена, которая завтра, уезжает в Москву на месяц и, пригласила погулять с ней и попрощаться. |
Карточка № 2
1. Папа дома постоянно смотрит спортивный канал. В результате мать с дочерью не могут смотреть по телевизору то, что хотят. Однажды они хотели посмотреть интересную передачу, но папа не согласился уступить своим интересам. |
2. Жена ждала мужа после работы к 20.00, но муж пришел на 2 часа позже, т.е. к 22.00. Муж сказал, что он задержался на работе, жена не поверила, и между ними возник конфликт. |
3. На рынке женщина купила арбуз. Продавщица обманула ее на 2 кг. Женщина начала ругаться, продавщица же начала оправдываться, и утверждать, что это виноваты весы. Возник конфликт между покупателем и продавцом. |
Карточка № 3
1. Начался урок в 7 классе. Уже 10 минут идет объяснение нового материала. Без разрешения в класс входит Коля и садится на свое место. Шумно достает учебник и тетрадь. Класс начинает переговариваться. Учитель начинает делать замечания Коле. Он резко отвечает, грубит. Возникает конфликт. |
2. Петя и Вася решили одновременно поиграть с одной игрушкой. Никто из них не хочет уступать. Ваши действия. |
3. Оля и Маша - две лучшие подруги поссорились из-за того, что ода не может сходить вместе с другой в библиотеку. |
По истечении 3-5 минут начинается коллективное обсуждение имеющихся вариантов решения конфликтных ситуаций, каждый учащийся может предложить свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Задание 2. Учащиеся получают раздаточный материал, в котором они должны отметить к кому типу конфликта относятся описываемые ситуации.
1. Выбор между прогулкой с друзьями и подготовкой к контрольной работе | |
2. Между Россией и Японией о Курильских островах | |
3.Между католиками и православными | |
4. Между директором и рабочими, которым вовремя не выплачивается зарплата | |
5. Между жителями дома по вопросу открытия детской площадки или автостоянки в их дворе |
1. Между энергетиками и работниками железнодорожного транспорта | |
2. Между учителем и учеником | |
3. Между Россией и Украиной по поводу поставок газа | |
4. Между подростком, не желающим уступать место пожилой женщине и пассажирами общественного транспорта | |
5. Выбор между тем, куда пойти вечером в кино или в театр |
Задание 3. каждый ученик получает психологический тест, позволяющий определить, на сколько конфликтной личностью он являются.
Психологический тест: Самооценка конфликтности
Рветесь в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняетесь от спора |
Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что если будете рьяно возражать, то не добьетесь своего |
Не обращаете внимание на то, что другие не принимают доводов | 7 6 5 4 3 2 1 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко |
Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
Не уступаете в спорах | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступаете в спорах |
Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Считаете, что люди легко выходят из конфликтов | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликтов |
Оценка результатов (ключ к тесту)
На каждой строке соедините отметки по баллам и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество баллов отмеченных вами. 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность; 11-15 баллов – на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Заключительное слово учителя: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновение конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника.