Интегрированные урок в 5-м класе "Картинки с выставки"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: способствовать формированию знаний учащихся о взаимодействии двух видов искусства, их взаимовлиянии при отражении одних и тех же явлений жизни (на примере творчества М.П.Мусоргского и В.А.Гартмана).

Задачи:

  • помочь формированию умения анализировать музыкальное произведение, проводить ассоциации музыки с цветом и рисунком, систематизировать знания о выразительных средствах музыки и изобразительного искусства, их взаимосвязи;
  • способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия музыки, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти, образного и чувственного мышления;
  • содействовать воспитанию чуткого отношения к произведениям искусства, умению отличить истинные ценности, эстетическому развитию учащихся.

Оборудование:

  • репродукции картин В.А.Гартмана;
  • аудиокассета с музыкальным циклом “Картинки с выставки”;
  • магнитофон;
  • портреты М.П.Мусоргского и В.В.Гартмана;
  • таблицы по цветоведению.

Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Актуализация.
  4. Объяснение материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Практическая часть.
  7. Анализ работ учащихся.
  8. Подведение итогов.

Ход урока

Живопись даёт образ и мысль и нужно создать своём воображении настроении … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и добры, спокойны и ласковы.

Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим экскурсию по выставке картин, но не одни, а вместе с известным русским композитором М.П.Мусоргским.

И во время этого путешествия мы с вами вспомним и систематизируем ваши знания о выразительных средствах музыки и изобразительного искусства и их взаимодействии между собой; научимся анализировать музыкальное произведение и находить ассоциативные связи; а во время выполнения творческого задания вы в полной мере сможете выразить свои эмоции, навеянные путешествием по выставке.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов, а благотворная роль музыки сказывается на работе художников. Конечно, говоря о “музыкальности” картин, нужно отметить, что это понятие условное – ведь полотна сами по себе не издают звуков, даже если на них изображены музыкальные инструменты или люди, играющие на них.

А какие выразительные средства изобразительного искусства помогают нам “услышать” произведения художников?

(Ответы учащихся)

Но и музыка в каких-то случаях может возбудить в нашем воображении определенные образы. И тогда мы называем её “живописной”. А какие выразительные средства музыки позволяют нам это сделать?

(Ответы учащихся)

Оказывается, существуют общие правила и законы построения музыкальных и изобразительных произведений: симметрия, ритм, акцент, тональность, динамики. Общие законы и позволяют объединить звуки цвет, музыку и живопись.

Н. Римский-Корсаков говорил: “Живопись даёт образ и мысль и нужно создать своём воображении настроении … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.”

Нередко музыканты опираются на какие-то совершенно определенные произведения изобразительного искусства, как это сделал М.П.Мусоргский, создав музыкальный цикл “Картинки с выставки” под впечатлением работ В.А.Гартмана.

А кто такие М.П.Мусоргский и В.А.Гартман и что это за работы В.А.Гартмана, вдохновившие композитора на создание музыкального цикла?

(Доклады учащихся о композиторе, художнике, истории создания цикла).

Итак, из сообщений ребят вы знаете, что цикл состоит из 10 картинок, и каждая из них имеет своё название. Мы прослушаем некоторые из них: “Балет невылупившихся птенцов”, “Баба-Яга”, “Прогулка”.

Но прежде, чем мы начнём прослушивание, встаньте, пожалуйста, у своих парт.

Вы слышали, что одна из картинок называется “Баба-Яга”

(Физкультминутка).

А сейчас представьте, как стоит Баба-Яга.

А как она ходит.

Как летает днём.

А ночью.

А как Баба-Яга совершает посадку.

Ну вот, мы и прилетели.

Займите, пожалуйста, свои места.

Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?

Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера)

Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.

А сейчас внимание – “Картинки с выставки”. Прослушайте картинки и запомните свои эмоции, свои ощущения на каждую из них.

(Прослушивание музыкальных фрагментов.)

Вы прослушали музыкальные произведения, и теперь я предлагаю вам нарисовать то, что вы “увидели” ( на выбор – одна картинка). Приступая к работе, вспомните главные заповеди юного художника (правила работы с красками, с кистями).

(Творческая работу учащихся)

Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные.

(Экспресс-выставка работ учащихся)

Давайте подведём итоги нашего урока. Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно связаны друг с другом? Да, конечно. И ваши работы это подтверждают. Таким образом, поставленная цель нами достигнута.

Значит, мы с вами одержали ещё одну, пусть и маленькую, победу. А для кого-то она, может, и не маленькая. А человек, одерживающий победы, даже над самим собой, должен быть счастлив. Поэтому, заканчивая урок, хочу сказать вам: “Учитесь быть счастливыми ! Удачи вам!”

Спасибо за урок. До свидания.