Цель: способствовать формированию знаний учащихся о взаимодействии двух видов искусства, их взаимовлиянии при отражении одних и тех же явлений жизни (на примере творчества М.П.Мусоргского и В.А.Гартмана).
Задачи:
- помочь формированию умения анализировать музыкальное произведение, проводить ассоциации музыки с цветом и рисунком, систематизировать знания о выразительных средствах музыки и изобразительного искусства, их взаимосвязи;
- способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия музыки, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти, образного и чувственного мышления;
- содействовать воспитанию чуткого отношения к произведениям искусства, умению отличить истинные ценности, эстетическому развитию учащихся.
Оборудование:
- репродукции картин В.А.Гартмана;
- аудиокассета с музыкальным циклом “Картинки с выставки”;
- магнитофон;
- портреты М.П.Мусоргского и В.В.Гартмана;
- таблицы по цветоведению.
Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Актуализация.
- Объяснение материала.
- Физкультминутка.
- Практическая часть.
- Анализ работ учащихся.
- Подведение итогов.
Ход урока
Живопись даёт образ и мысль и нужно создать своём воображении настроении … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и добры, спокойны и ласковы.
Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим экскурсию по выставке картин, но не одни, а вместе с известным русским композитором М.П.Мусоргским.
И во время этого путешествия мы с вами вспомним и систематизируем ваши знания о выразительных средствах музыки и изобразительного искусства и их взаимодействии между собой; научимся анализировать музыкальное произведение и находить ассоциативные связи; а во время выполнения творческого задания вы в полной мере сможете выразить свои эмоции, навеянные путешествием по выставке.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов, а благотворная роль музыки сказывается на работе художников. Конечно, говоря о “музыкальности” картин, нужно отметить, что это понятие условное – ведь полотна сами по себе не издают звуков, даже если на них изображены музыкальные инструменты или люди, играющие на них.
А какие выразительные средства изобразительного искусства помогают нам “услышать” произведения художников?
(Ответы учащихся)
Но и музыка в каких-то случаях может возбудить в нашем воображении определенные образы. И тогда мы называем её “живописной”. А какие выразительные средства музыки позволяют нам это сделать?
(Ответы учащихся)
Оказывается, существуют общие правила и законы построения музыкальных и изобразительных произведений: симметрия, ритм, акцент, тональность, динамики. Общие законы и позволяют объединить звуки цвет, музыку и живопись.
Н. Римский-Корсаков говорил: “Живопись даёт образ и мысль и нужно создать своём воображении настроении … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.”
Нередко музыканты опираются на какие-то совершенно определенные произведения изобразительного искусства, как это сделал М.П.Мусоргский, создав музыкальный цикл “Картинки с выставки” под впечатлением работ В.А.Гартмана.
А кто такие М.П.Мусоргский и В.А.Гартман и что это за работы В.А.Гартмана, вдохновившие композитора на создание музыкального цикла?
(Доклады учащихся о композиторе, художнике, истории создания цикла).
Итак, из сообщений ребят вы знаете, что цикл состоит из 10 картинок, и каждая из них имеет своё название. Мы прослушаем некоторые из них: “Балет невылупившихся птенцов”, “Баба-Яга”, “Прогулка”.
Но прежде, чем мы начнём прослушивание, встаньте, пожалуйста, у своих парт.
Вы слышали, что одна из картинок называется “Баба-Яга”
(Физкультминутка).
А сейчас представьте, как стоит Баба-Яга.
А как она ходит.
Как летает днём.
А ночью.
А как Баба-Яга совершает посадку.
Ну вот, мы и прилетели.
Займите, пожалуйста, свои места.
Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?
Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера)
Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.
А сейчас внимание – “Картинки с выставки”. Прослушайте картинки и запомните свои эмоции, свои ощущения на каждую из них.
(Прослушивание музыкальных фрагментов.)
Вы прослушали музыкальные произведения, и теперь я предлагаю вам нарисовать то, что вы “увидели” ( на выбор – одна картинка). Приступая к работе, вспомните главные заповеди юного художника (правила работы с красками, с кистями).
(Творческая работу учащихся)
Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные.
(Экспресс-выставка работ учащихся)
Давайте подведём итоги нашего урока. Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно связаны друг с другом? Да, конечно. И ваши работы это подтверждают. Таким образом, поставленная цель нами достигнута.
Значит, мы с вами одержали ещё одну, пусть и маленькую, победу. А для кого-то она, может, и не маленькая. А человек, одерживающий победы, даже над самим собой, должен быть счастлив. Поэтому, заканчивая урок, хочу сказать вам: “Учитесь быть счастливыми ! Удачи вам!”
Спасибо за урок. До свидания.