Пояснительная записка
Курс «Летопись огненных лет: Абакан (1941 – 1945 гг.)» рассчитан на 10 часов для учащихся IX классов, как предпрофильный, направленный на выбор гуманитарного профиля.
Цели курса:
- Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии.
- Воспитательной целью курса является формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности.
- Развивающая цель помогает формированию исторического мышления у учащихся, получать социально значимую информацию для себя и умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции.
Задача курса: научить учащихся умению работать с данными разных источников, выявлять их сходства и различия, описывать условия и образ жизни, занятие людей в годы Великой Отечественной войны, суждения о причинно-следственных связях исторических событий в Хакасии, приводить оценки исторических событий, а также противоположные, которые излагаются в учебной, научно-исследовательской литературе, давать свою оценку значительным событиям и личностям в истории.
Используются следующие формы обучения:
- лекционные;
- лекционно-дискуссионная;
- самостоятельно-поисковая деятельность;
- экскурсия;
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- проектная деятельность;
- рефераты, доклады.
Источниками такой работы являются учебные пособия, материалы Хакасского краеведческого музея и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы, истории, научно-популярная литература, материал местных и центральных средств массовой информации, Интернет.
В качестве итоговой формы контроля выставляется зачет по защите проектного задания «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)». Тема проекта предлагаются учителем или могут быть сформулированы учащимися.
Элективный курс
«Летопись огненных лет: Абакан (1941 – 1945 гг.)»
Содержание курса.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение. | 1 ч |
2 | В тылу, как в бою. Готовы к труду и обороне. Массовые движения трудящихся. В фонд обороны. Патриотическое движение. Единство фронта и тыла. Помощь освобожденным народам. | 1 ч |
3 | Работать по-военному. Промышленные предприятия. Обеспечение населения. На военный лад. Творческая инициатива и трудовой героизм. | 1 ч |
4 | Крепить оборонную мощь. Местная и кооперативная промышленность. Артель «Абакан». Артель «Красная Хакасия». Молодежь соревнуется. Как словом, так и делом. | 1 ч |
5 | Абаканские железнодорожники. Роль железнодорожного транспорта. На оборону Родины. Шли к фронту поезда. | 1 ч |
6 | Люди в белых халатах. Медицинская помощь. Подготовка кадров. Санитарное состояние города. | 1 ч |
7 | Город-госпиталь. Эвакогоспитали на территории города Абакана 1941 – 1945 гг. Забота о раненых и больных воинах Красной Армии. Курсы обучения профессиям. | 1 ч |
8 | Культурная жизнь Абакана. Театр в годы войны. Газеты:»Советская Хакасия»и «Хызыл-Аал». Литература о войне: поэзия, проза. | 1 ч |
9 | Образование. Школы – фронту. Хакасская национальная средняя школа. Абаканский учительский институт. – Абаканский государственный педагогический институт. ХакНИИЯЛИ. Подготовка к защите проектных работ. | 1 ч |
10 | Защита проектных работ. Подведение итогов курса. Самооценка. | 1 ч |
Темы рефератов по элективному курсу «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)».
- Литература в годы войны (М. Аршанов, Н. Доможаков, И. Котюшев).
- А музы не молчали.
- Русский драматический театр в годы войны. Национальный театр.
- Война глазами детей.
- Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
- Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (на основе семейных архивов).
- Школа в годы войны (на основе региональных и семейных источников).
- Жизнь и труд советских людей в годы войны (на основе региональных и семейных источников).
- Советское искусство (на примере конкретного вида искусства).
- Мой край в годы войны (местный материал с использованием семейных хроник и архивов).
- Жизнь и труд рабочих (на примере документальных и литературных источников, в том числе по материалам краеведческого музея).
- Шли к фронту поезда (по материалам Абаканского железнодорожного музея).
- Образование и наука в годы войны (на примере региональной истории).
- Судьба человека (на основе семейных архивов).
Планирование занятий
Урок | Тема, форма занятия | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Введение. Общие представления. Организационно-вводное занятие. | Общие представления. | - Знакомит учащихся с целями, задачами,
условиями изучения данного курса. - Уточняет временные рамки и место проведения занятий. |
- Усваивают информацию. - Выделяют содержание в соответствии с заданием преподавателя. |
2 | В тылу, как в бою. Лекция с элементами беседы по документальным материалам. | Готовы к труду и обороне. Патриотическое движение. | - выявляет уровень информативности через
беседу с привлечением документальных материалов;
- организует самостоятельную познавательную деятельность |
- участвуют в беседе, формулируют
аргументированные ответы и выводы; - на основе раздаточного материала составляют таблицу. |
3 | Работать по-военному. Урок-лекция с элементами дискуссии. | Творческая инициатива и трудовой героизм. | - знакомит с планом лекции; - организует и проводит дискуссию. - подводит итоги дискуссии. |
- участвуют в дискуссии; - подводят итоги дискуссии вместе с учителем. |
4 | Крепить оборонную мощь. Учебная лекция. | Местная промышленность. Молодежь соревнуется. | - знакомит учащихся с планом лекции; - осуществляет постановку учебных заданий, - проверяет и оценивает выполнение задания. |
- усваивают информацию; - делают краткие записи содержания лекции; - выполняют задания, поставленные преподавателем. |
5 | Абаканские железнодорожники. Урок-экскурсия, учебная экскурсия. | Роль железнодорожного транспорта.
Шли к фронту поезда. |
Вариант 1. - На основе экспозиции музея составляет содержание учебной экскурсии. - Объясняет учебную задачу и разрабатывает задания для учащихся по содержанию экскурсии. |
- Знакомятся с содержанием экскурсии, делают краткие записи. |
6 | Люди в белых халатах. Лекция. | Медицинская помощь. Подготовка кадров. | - Осуществляет теоретический анализ
содержания. - Управляет практической деятельностью учащихся. |
- выделяют содержание в соответствии с
заданием преподавателя; - знакомятся с постановкой учебной задачи; - выполняют практические задания. |
7 | Город-госпиталь. Семинар. | Эвакогоспитали на территории г. Абакана 1941 – 1945 гг. Забота о раненых и больных воинах Красной Армии | - Осуществляет постановку вопросов,
предлагаемых для изучения и обсуждения. - Составляет список литературы для ознакомления. - Управляет учебной деятельностью учащихся при индивидуальной, коллективной и групповой формах решения проблем и выводов. |
- Знакомятся с постановкой учебной задачи,
определяют степень своего участия. - Отбирают информацию. - Составление докладов и сообщения по заданной тематике. - Участвуют в обсуждении поставленных проблем, формируя аргументированные высказывания, замечания, выводы. |
8 | Культурная жизнь Абакана. Урок-путешествие. | Литература. Театр в годы войны. | - подготавливает краткую лекцию; - подготавливает темы докладов и список учебной литературы; - оценивает доклады учащихся. |
- работают с предложенной литературой; - составляют краткие доклады; - усваивают информацию. |
9 | Образование. Подготовка к защите проекта. | Школы-фронту. ХакНИИЯЛИ. | Индивидуальная работа с учащимися. | - готовятся к защите исследовательских работ. |
10 | Защита проектов. Подведение итогов курса. Самооценка. | Защита проектных заданий. | - оценивает результаты самостоятельной
работы учащихся; - дает рекомендации для школьной конференции; - подводит итоги курса. |
- обсуждение подготовленных работ,
рекомендации; - подводят итоги курса вместе с преподавателем; - проводят самооценку. |
Самооценка учащихся проводится по трехбалльной системе по следующей схеме:
Проявил себя | Баллы | Усвоил | Баллы | Полезность работы | Баллы | Новизна материала | Баллы |
Полно | 3 | Полно | 3 | Все полезно | 3 | Все была новое | 3 |
Значительно | 2 | В значительной степени | 2 | Многое полезно | 2 | Много было нового | 2 |
Частично | 1 | Частично (мало) | 1 | Не очень полезно | 1 | Мало было нового | 1 |
Не проявил | 0 | Не усвоил | 0 | Бесполезно | 0 | Много неизвестного | 0 |
Всего: | Всего: | Всего: | Всего: |
Элективный курс для учащихся 9 класса «Летопись огненных лет: Абакан (1941 - 1945)».
Зачетный лист ________________________________________________________
Фамилия, Имя, Отчество
Ученика ____ класса _________ школы ____________________________________
Город, район.
Тема занятий, посещаемость учащихся
№ занятия | Тема урока | Отметка о посещении (не был – н/б) |
1 | Введение. Общие представления. Понятийный аппарат. | |
2 | В тылу, как в бою. | |
3 | Работать по-военному. | |
4 | Крепить оборонную мощь. | |
5 | Абаканские железнодорожники. | |
6 | Люди в белых халатах. | |
7 | Город-госпиталь. | |
8 | Культурная жизнь Абакана. | |
9 | Образование. Подготовка к защите исследовательских работ. | |
10 | Защита исследовательской работы. Подведение итогов курса. Самооценка. |
Список рекомендуемой литературы:
- Все для фронта – все для Победы. Документы и материалы. – Красноярск, 1978.
- Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг/ ХакНИИЯЛИ. – Абакан, 1995.
- Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. – Абакан, 2000.
- Торосов В.М. Абакан. – М. Цицеро, 1994.
- Комсомол Хакасии в цифрах и фотодокументах (1920 - 1980). – Абакан, 1984.
- Кошелева А.Л. Хакасская поэзия 1920 – 1999-х годов: типология и закономерности развития. – Абакан: ХГУ, 2001.
- Краткие очерки из истории Хакасии. – Абакан, 1968.
- Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС, 1895-1980. – Красноярск, 1982.
- Очерки истории Хакасии советского периода, 1917 – 1961 годы. – Абакан, 1963.
- Очерки истории Хакасской организации ВЛКСМ 1918 – 1991. – Абакан, 1998.
- Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. – Красноярск, 1987.
- Стальное звено Транссиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899 – 1999. – Красноярск, 1998.
- Топчеев В.В. Госпитали в Хакасии в годы Великой Отечественной войны. – Абакан, 2002.
- Шла война народная, 1941 – 1945. – Красноярск, 1985.
- Шлык В.Ф. Судьба и загадки Русского театра в Хакасии: записки. – Абакан: Стержень, 2002.