Типовая адаптированная программа по математике с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся 3-х классов

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка (34 часа. 1 час в неделю)

Предлагаемый курс преследует следующую цель: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

Основное содержание представлено 4 блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач.

Первые три блока являются основными носителями содержания математического курса. Четвёртый блок опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности детей, кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизация знаний, проявление творческой инициативы.

Изучение первых трёх блоков расчитано на учащихся с низким и средним уровнем развития математических способностей. Изучение четвёртого блока даёт возможность учащимся с высоким и хорошим уровнем развития интеллекта не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их способностей с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета “Математика”.

I блок. Арифметический материал (10 часов).

Умножение и деление чисел в пределах 100. Особые случаи умножения и деления. Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления.

Умножении и деление на трёхзначное число. Простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, задачи на кратное сравнение, на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.

II блок. Алгебраический материал (3 часа).

Решение уравнений вида:

  • х+2=14,
  • 5+х=8,
  • 10-х=2,
  • х*2=12,
  • 24:6=6,
  • х:3=8,
  • 6*х=12
  • 100-(15+х)=80
  • (х-20)+60=90

III блок. Геометрический материал (6 часов).

Ломаная линия и многоугольник. Периметр многоугольника.

Соотношение между единицами длины. Килограмм, грамм, центнер. Соотношение между единицами массы.

Единицы измерения времени: сутки, месяц, год, час, минута. Соотношения между единицами времени.

Отличие таблицы мер времени от метрической системы мер.

Обозначение буквами геометрических фигур: точек, отрезков, ломаной, углов, многоугольников (треугольников, прямоугольников).

Диагонали многоугольника. Свойства диагонали прямоугольника. Параллельные и перпендикулярные прямые.

IV блок. Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников (15 часов).

а) на проведение анализа и выделение главных существенных свойств и признаков математических отношений, построений, высказываний;

б) на классификацию математических понятий;

в) на выявление закономерностей с целью её использования для выполнения задания; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построение простейших умозаключений, их проверка, уточнение;

г) нестандартные и нетрадиционные задания на отработку знаний программного материала; усвоение табличного и внетабличного умножения и деления, умение сравнивать трёхзначные числа, выполнять устные и письменные вычисления с ними.

К концу года.

Знания и умения учащихся III группы должны соответствовать нормам общегосударственного стандарта по математике за III класс. Учащиеся I -II группы должны уметь выполнять нестандартные задания на отработку знаний программного материала; на классификацию математических понятий; решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построение простейших умозаключений; проявлять творческую инициативу.

 Примерное тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по математике на основе типовой адаптированной программы с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся 3го класса (1-4)

Блок Тема Группа
I 1. Умножение чисел в пределах 100. III
IV 2. Содержательно-логические задачи на проведение анализа. 1-П
II 3. Решение уравнений на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. III
IV 4. Логические задачи на выделение признаков математических отношений. 1-П
I 5. Деление чисел в пределах 100. III
IV 6. Задачи на классификацию математических понятий. 1-П
III 7. Ломаная и многоугольник. Периметр многоугольника. III
IV 8. Задания на выявления закономерностей. 1-П
I 9. Особые случаи умножения и деления. III
IV 10. Логическое рассуждение. 1-П
III 11. Обозначение буквами геометрических фигур. III
I 12. Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления. III
III 13. Соотношения между единицами длины. III
IV 14. Отыскивание логических ошибок. 1-П
III 15. Единицы измерения времени. III
IV 16. Нестандартные задачи на усвоение табличного деления. 1-П
I 17. Задачи на увеличения числа в несколько раз. III
IV 18. Нестандартные задачи на усвоение табличного деления. 1-П
II 19. Решения уравнений на нахождение неизвестного множителя. III
IV 20. Занимательные задачи сказочного характера. 1-П
I 21 . Задачи на уменьшение числа в несколько раз. III
II 22. Решение уравнений на нахождение делимого, делителя. III
III 23. Соотношения между единицами массы. III
IV 24. Нетрадиционные задания на сравнение трёхзначных чисел. 1-П
I 25. Решение задач на кратное сравнение. III
IV 26. Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел (повышенной сложности). 1-П
III 27. Отличие таблицы мер времени от метрической системы. III
IV 28. Простейшие умозаключения. 1-П
I 29. Задачи на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. III
IV 30. Решение задач в косвенной форме. 1-П
I 31 . Умножение и деление трёхзначного числа на однозначное. III
IV 32. Нестандартные задачи на умножение и деление. 1-П
I 33. Решение изученного вида. III
IV 34. Решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений. 1-П

I-П группа - высокий и хороший уровень развития интеллекта.

III группа - учащиеся с низким и средним уровнем развития математических способностей.

Литература.

  1. М.В. Беденко “Развитие логики и сообразительности”, М., “Вако”, 2005 г. Н.В.
  2. С.И. Волкова “Развитие познавательных способностей на уроках математики”, М., “Просвещение”, 1996г.
  3. Т.В. Жильцова “Наглядная геометрия”, М., “Вако”, 2004г.
  4. Ломова “Система развивающих упражнений по математике”, М., УУ “Перспектива”, 1998 г.
  5. М.И. Моро “Математика”, Программа М., “Просвещение”, 2001 г.
  6. Программа “Начальная школа XXI века”, Н.В. Рудницкая “Математика”, М., “Вентана-граф”, 2001 г.
  7. Т.В. Юдачева “Учимся думать”, М., “Просвещение”, 1998 г.