Пояснительная записка (34 часа. 1 час в неделю)
Предлагаемый курс преследует следующую цель: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
Основное содержание представлено 4 блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач.
Первые три блока являются основными носителями содержания математического курса. Четвёртый блок опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности детей, кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизация знаний, проявление творческой инициативы.
Изучение первых трёх блоков расчитано на учащихся с низким и средним уровнем развития математических способностей. Изучение четвёртого блока даёт возможность учащимся с высоким и хорошим уровнем развития интеллекта не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их способностей с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета “Математика”.
I блок. Арифметический материал (10 часов).
Умножение и деление чисел в пределах 100. Особые случаи умножения и деления. Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления.
Умножении и деление на трёхзначное число. Простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, задачи на кратное сравнение, на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.
II блок. Алгебраический материал (3 часа).
Решение уравнений вида:
- х+2=14,
- 5+х=8,
- 10-х=2,
- х*2=12,
- 24:6=6,
- х:3=8,
- 6*х=12
- 100-(15+х)=80
- (х-20)+60=90
III блок. Геометрический материал (6 часов).
Ломаная линия и многоугольник. Периметр многоугольника.
Соотношение между единицами длины. Килограмм, грамм, центнер. Соотношение между единицами массы.
Единицы измерения времени: сутки, месяц, год, час, минута. Соотношения между единицами времени.
Отличие таблицы мер времени от метрической системы мер.
Обозначение буквами геометрических фигур: точек, отрезков, ломаной, углов, многоугольников (треугольников, прямоугольников).
Диагонали многоугольника. Свойства диагонали прямоугольника. Параллельные и перпендикулярные прямые.
IV блок. Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников (15 часов).
а) на проведение анализа и выделение главных существенных свойств и признаков математических отношений, построений, высказываний;
б) на классификацию математических понятий;
в) на выявление закономерностей с целью её использования для выполнения задания; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построение простейших умозаключений, их проверка, уточнение;
г) нестандартные и нетрадиционные задания на отработку знаний программного материала; усвоение табличного и внетабличного умножения и деления, умение сравнивать трёхзначные числа, выполнять устные и письменные вычисления с ними.
К концу года.
Знания и умения учащихся III группы должны соответствовать нормам общегосударственного стандарта по математике за III класс. Учащиеся I -II группы должны уметь выполнять нестандартные задания на отработку знаний программного материала; на классификацию математических понятий; решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений, отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях, построение простейших умозаключений; проявлять творческую инициативу.
Примерное тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по математике на основе типовой адаптированной программы с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся 3го класса (1-4)
Блок | Тема | Группа |
I | 1. Умножение чисел в пределах 100. | III |
IV | 2. Содержательно-логические задачи на проведение анализа. | 1-П |
II | 3. Решение уравнений на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. | III |
IV | 4. Логические задачи на выделение признаков математических отношений. | 1-П |
I | 5. Деление чисел в пределах 100. | III |
IV | 6. Задачи на классификацию математических понятий. | 1-П |
III | 7. Ломаная и многоугольник. Периметр многоугольника. | III |
IV | 8. Задания на выявления закономерностей. | 1-П |
I | 9. Особые случаи умножения и деления. | III |
IV | 10. Логическое рассуждение. | 1-П |
III | 11. Обозначение буквами геометрических фигур. | III |
I | 12. Взаимосвязь и взаимопроверка умножения и деления. | III |
III | 13. Соотношения между единицами длины. | III |
IV | 14. Отыскивание логических ошибок. | 1-П |
III | 15. Единицы измерения времени. | III |
IV | 16. Нестандартные задачи на усвоение табличного деления. | 1-П |
I | 17. Задачи на увеличения числа в несколько раз. | III |
IV | 18. Нестандартные задачи на усвоение табличного деления. | 1-П |
II | 19. Решения уравнений на нахождение неизвестного множителя. | III |
IV | 20. Занимательные задачи сказочного характера. | 1-П |
I | 21 . Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | III |
II | 22. Решение уравнений на нахождение делимого, делителя. | III |
III | 23. Соотношения между единицами массы. | III |
IV | 24. Нетрадиционные задания на сравнение трёхзначных чисел. | 1-П |
I | 25. Решение задач на кратное сравнение. | III |
IV | 26. Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел (повышенной сложности). | 1-П |
III | 27. Отличие таблицы мер времени от метрической системы. | III |
IV | 28. Простейшие умозаключения. | 1-П |
I | 29. Задачи на зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. | III |
IV | 30. Решение задач в косвенной форме. | 1-П |
I | 31 . Умножение и деление трёхзначного числа на однозначное. | III |
IV | 32. Нестандартные задачи на умножение и деление. | 1-П |
I | 33. Решение изученного вида. | III |
IV | 34. Решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений. | 1-П |
I-П группа - высокий и хороший уровень развития интеллекта.
III группа - учащиеся с низким и средним уровнем развития математических способностей.
Литература.
- М.В. Беденко “Развитие логики и сообразительности”, М., “Вако”, 2005 г. Н.В.
- С.И. Волкова “Развитие познавательных способностей на уроках математики”, М., “Просвещение”, 1996г.
- Т.В. Жильцова “Наглядная геометрия”, М., “Вако”, 2004г.
- Ломова “Система развивающих упражнений по математике”, М., УУ “Перспектива”, 1998 г.
- М.И. Моро “Математика”, Программа М., “Просвещение”, 2001 г.
- Программа “Начальная школа XXI века”, Н.В. Рудницкая “Математика”, М., “Вентана-граф”, 2001 г.
- Т.В. Юдачева “Учимся думать”, М., “Просвещение”, 1998 г.