Цели урока:
- развитие умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, пользоваться алфавитом;
- развитие речи, внимания; воспитание любви к чтению, к книге через народную мудрость, собранную в сказках, в том числе раскрыть отрицательные стороны таких черт характера как самоуверенность, самонадеянность и хвастливость.
Оборудование:
- сигнальный веер с гласными буквами и сигнальные квадраты у каждого учащегося,
- словарные слова,
- тесты,
- большая самодельная книга “Колобок” с заданиями для урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебных задач.
- Хотите узнать, чем мы будем заниматься на уроке? Мы проверим свои знания по пройденному материалу, будем развивать внимание, сообразительность. А всё это мы будем делать со своим другом Колобком, который смотрит на нас со страниц чудесной русской народной сказки. Эту сказку вы все очень хорошо знаете. Но сегодня окончание сказки будет зависеть от вас, от вашей работы.
III. Работа над повторением изученного.
- Мы должны помочь Колобку в путешествии из дома бабушки и дедушки к нам в школу. На пути его ждут испытания, с которыми необходимо справиться.
- Какими словами начинаются русские народные сказки? Расскажем начало. Переворачиваем страницу и видим надпись, прочитав которую мы узнаем тему, которую нам необходимо повторить.
1. Звуки и буквы.
На доске надпись:
КУИВЗ и ЫКВУБ
-Молодцы, ребята, вы правильно прочитали. Это ЗВУКИ и БУКВЫ. А теперь её нужно записать в тетрадь красиво и аккуратно.
Читаем в книге: “Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку…” На пути у него волшебный цветок, оторвав лепесток которого вы прочитаете вопросы, на которые нужно дать ответ.
а) Что мы слышим и произносим? Как обозначаются звуки на письме?
б) Как отличить гласный звук от согласного? Что образует гласный звук?
в) Какие гласные звуки и буквы вы знаете? Какие гласные звуки обозначают два звука и когда?
г) Как произносятся согласные звуки? По каким признакам мы делим согласные звуки?
д) Как обозначается мягкость согласного звука на письме? Какие согласные звуки всегда твёрдые, всегда мягкие?
е) Как пишутся сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк - чн?
ж) Какие буквы не обозначают звуков?
2. Слог.
- Молодцы, помогли Колобку благополучно докатиться до Зайца. У него новое задание. На карточке: “Что образует гласный звук? Какие слова называются одно-, двух-, трёхсложными?”
- Давайте поиграем в игру “Не ошибись”. Каждый ряд называет по очереди слова и мы записываем их. 1 ряд - односложные, 2 ряд - двусложные, 3 ряд- трёхсложные.
- Придумайте слово из 4-5 слогов.
3. Словарная работа.
- Гласные звуки выполняют очень важную работу- образуют слоги. Но они женам доставляют немало хлопот, заставляя их написание проверять ударением, а иногда запоминать. На доске словарные слова. Поиграем в “Молчанку”. Я показываю слово, а вы сигнальными веерами с гласными буквами мне показываете в ответ пропущенную букву.
- А теперь выпишите самостоятельно к себе в тетрадь слова, в которых есть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. А затем проверим правильность выполнения.
4. Звукобуквенный анализ.
- На пути у Колобка Волк. Он просит его сделать звукобуквенный анализ слова “книга”. (На доске работает ученик, остальные в тетрадях.)
5. Редактирование текста.
- Мы повторили звуки и буквы. Всё это вам пригодится при выполнении задания, которое приготовил Медведь. “Идёт, хворост ломает…” Вот и сломал он рассказ о себе. Нужно его заново отредактировать и записать в тетрадь. А затем подчеркнуть слова в которых есть мягкий знак. На доске написан текст:
Пришла осень. Медведь нашёл себе яму под деревом. Медведь сделал себе берлогу и лёг там. Ударил сильный мороз. Засыпал снег берлогу медведя. Тепло медведю под снегом.
(Письмо с комментированием)
6. Алфавит.
- На пути у Колобка Лиса. И, конечно же, она задаёт самые каверзные вопросы.
а) Что называется алфавитом?
б) Сколько букв в русском алфавите?
в) Кто прочитает алфавит?
- Лиса приготовила для Колобка слова и велела их прочитать. Но для этого буквы нужно расставить в алфавитном порядке: хоупл, смоты, ныбти, кижё, шёр, теон.
- Молодцы, справились с заданиями. Как вы думаете, мог бы Колобок избежать зубов Лисы без нашей помощи? Почему в сказке Лиса его съела? В чём мудрость этой сказки? Нельзя недооценивать находящегося рядом с тобой собеседника. Он может быть намного умнее тебя. Колобок считал себя самым умным, он хвастался собой и в результате был съеден. Не будьте такими же излишне самоуверенными, как Колобок, ведь вас тоже могут “съесть”.
7. Итог урока.
- Колобок с нашей помощью попал к нам в класс (показ испеченного Колобка). Вы активно работали на уроке.
- Какую тему мы сегодня повторяли? Что нового узнали?
- Правила, повторяемые сегодня нами, нужно знать назубок. А что значит выражение “знать назубок”? Откуда оно пошло? (Во времена изготовления монет из чистого золота их подлинность проверялась пробой на зуб)
- Все эти знания вам пригодятся в дальнейшей работе.
8. Домашнее задание.
- Выполните тесты, которые лежат у вас на партах, и вы ещё раз повторите тему “Звуки и буквы” (газета “Начальная школа” № 27, 1997 год, тест “Алфавит”)