Цели:
- развивать логическое мышление, стремление глубоко вникать в смысл названия предметов, анализировать и делать выводы;
- формировать умение выстраивать ассоциативный ряд;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением цветов, сказочных героев,
- цветы,
- экологические знаки,
- индивидуальные тесты,
- мозаика для составления цветов.
Вступление.
Дорогие ребята, сегодня на уроке мы отправимся в сказку. А мне позвольте выступить в роли сказительницы.
Итак, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Стоит на опушке избушка, живет в избушке старушка. Любит она собирать травы – целебные, цветы – душистые. Хранит их бабуля на полочке за печкой.
Но однажды появилось в избушке Бабы-Яги странное существо: бесформенное и чумазое. Это была Злючка-Грязючка. И начала она безобразничать: травы все перепутала, цветы разбросала. Огорчилась Баба-Яга, стала растения разбирать, да поняла, что забыла, как они называются. Дети, помогите бабушке!
Работа по теме урока.
Какое название может иметь растение, листья которого сверху темно-зеленые, блестящие и прохладные на ощупь, а снизу белые, мягкие и нежные?
Как может называться растение, цветки которого похожи на звездочки?
В цветках этого растения много сладкого сока-нектара, из которого пчелы делают мед. Какое оно может иметь название?
Как можно назвать растение? Чашечка цветка при ударе о твердый предмет с шумом лопается.
Откройте учебники на стр. 98, посмотрите на рисунок.
- Каких растений не было у Бабы-Яги? (копытень, недотрога, Иван-да-Марья)
- Прочитайте, почему их так назвали?
1) Учитель показывает рисунок. Это подорожник. Почему он так называется?
Читает ученик:
Растет лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу,
Ведь подорожника так много!
2) Учитель показывает рисунок. Это одуванчик. Почему он так называется?
Читает ученик:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
3) Учитель показывает рисунок. Это колокольчик. Почему он так называется?
Читает ученик:
На лугу со всех сторон
Легкий, тонкий слышен звон.
Колокольчик! Это ты?
Так звенит и так трепещет
Там, где травы и цветы.
- О каких растениях мы узнали?
- Какие названия вам показались особенно интересными?
Вы знаете, что Злючка-Грязючка очень любит беспорядок. С ее появлением в избушке у Бабы-Яги все “кувырком”: на полу – мусор, печь – не топлена, еда – не приготовлена, по углам – паутина, и в щелях кто-то ползает…
Отгадайте: Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт.
- Правильно, жуки, да необычные: у одного рога ветвистые, у другого – нос длинный, а у третьего – рог загнутый.
- Посмотрите в учебнике стр.99 и вы увидите этих жуков на рисунке.
- Каких зверей напоминают эти насекомые? (слона, носорога, оленя)
- Прочитайте названия жуков. Почему их так назвали?
Физминутка.
Мы нашли себе жука
На большой ромашке.
Не хотим держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук.
Нос запачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
Злючка-Грязючка не хочет наводить порядок. Она поставила условие: “Выполните мое задание – приберусь, а нет – не дождетесь”.
- Возьмите лист, выберите одно из трех заданий:
1) о цветах;
2) о жуках;
3) цветы и жуки.
- Ребята, будьте внимательны и, я думаю, вы успешно справитесь с заданием.
Задание: соедините контурные рисунки растений и насекомых с их названиями. (Учащиеся работают самостоятельно.)
- Выполните проверку.
- Как вы справились с работой? (Самооценка, мнения учащихся)
Ученица (в роли Злючки-Грязючки): “Ха-ха! А вот и опять я, Злючка-Грязючка! Хорошо, я сделаю уборку! Эй, бабуля, а ты что делаешь?..
- Цветочками любуется! Какая гадость! Фу! (рвет картинку и бросает)
Учитель: Как нехорошо! Давайте соберем картинку.
Возьмите конверт, аккуратно достаньте детали мозаики и соберите картинку.
Какие цветы у вас получились? (ромашка, василек, колокольчик, гвоздика)
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Цветочек для луга
Посадит сейчас.
- Кто хочет посадить цветы? (Учащиеся выходят к доске и украшают ее цветами).
Учащиеся читают стихи:
Ромашки.
Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
Колокольчики.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
Василек.
Василек в венке душистом,
А никак не пахнешь сам.
Свежим венчиком лучистым
Очень нравишься ты нам.
Гвоздика.
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
“До утра! До новой встречи!”, –
И погаснет огонек.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
- И на наш луг прилетели бабочки.
Ученица: “Опять я, Злючка-Грязючка! Какие цветочки! Фу!-Фу!-Фу!
(Взяла цветы и бросила). Мусор лучше! Вот, смотрите! Ха-ха!”
(прикрепила мусор, взяла бабочку)
- Правильно ли поступила Злючка-Грязючка? Почему?
- Почему не нужно рвать цветы, ловить бабочек?
- Откройте в учебниках стр.101.
- Какой совет дает Мудрая Черепаха? Читаем хором.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Представьте, что вы оказались летом на лугу. Как вы поможете цветам?
Читает ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Если бы на лугу, как на автомобильной дороге, можно было поставить запрещающие знаки, чтобы вы на них нарисовали?
- Мудрая черепаха предлагает вам подобрать к этим знакам подходящие названия.
- Не сорить!
- Не разводить огонь!
- Не ловить насекомых!
- Не рвать цветы!
Ученица: “Ну, ладно! Убедили! Не буду мусорить, не буду ваши цветы рвать! Лучше пойду к Бабе-Яге чай с травами пить!”
Учитель: “И я там была, чай с травами пила, сказки слушала. “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”
Итог урока.
- Как человек должен относиться к природе, чтобы ее красотой можно было любоваться не только сейчас, но и через много-много лет?
Учитель читает послание от Злючки-Грязючки:
Василька срывать не стану
И ромашки золотой,
Лучше сразу всю поляну
Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле
И в росе блестящий луг.
Поселю их в вашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть-чуть взгрустнется,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнется,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет,
Наше лето сохранится
На рисунке много лет.
Ваша Злючка-Грязючка.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Самооценка.
- Что понравилось на уроке?
Дома:
- Нарисуйте свои запрещающие знаки, которые можно поставить на лугу.
- Придумайте сказку о растении или насекомом, с которым мы сегодня познакомились на уроке.