Ритмика как средство гармонизации психического, духовного и физического развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Задача музыкально-ритмического воспитания - развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно осуществлять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности.

Психолог Теплов Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как “способность активно переживать музыку и вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения”.

Двигаясь в соответствии с ходом музыки, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотные движения, т.е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. Некоторые из этих средств могут быть особенно ярко переданы в движении. Например, различная скорость и изменение темпа музыки, естественно, вызывает желание изменить и темп движения. Отчетливо могут быть переданы и метроритмические изменения. В понятие “метроритм” входит метр как соотношение сильных и слабых долей; метроритмическая пульсация, равномерно располагающаяся во времени, ритмический рисунок мелодии как соотношение различных длительностей; акценты, вызванные мелодическим, ритмическим, гармоническим изменением. Движения легко передают эти метроритмические соотношения; дети хорошо воспринимают сильные доли, передают в ходьбе и хлопках ритмический рисунок мелодии.

Изменение формы произведения (марш, пляска), его фраз, предложений и частей вызывает у детей желание внести аналогичные изменения и в движения.

В движении ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения (фото №1).

На эту особенность музыкально-ритмического воспитания указывал Эмиль Жак-Далькроз, видный швейцарский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания. Система Далькроза получила широкое распространение в различных странах.

Советские ритмисты на основе принципов Далькроза разработали систему обучения движения под музыку в детском саду.

Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам (фото №2).

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Современность и актуальность этой методики по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Ф. Дельсарта, Э. Жаком-Далькрозом.

Заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

Ритмика и хореография являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, пластики и т.д.

Вспомним музыкально-ритмические навыки и умения: уметь двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, ее динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, отмечать в движении акценты, метр, несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после вступления.

Музыкально-ритмические занятия - это проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений (фото №3).

Основным программным требованием является соответствие характера движения ребенка характеру музыки, ее эмоциональному содержанию.

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Невозможно, собрав ребят, переходить сразу к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятие простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов (фото №4).

На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды (фото №5).

Так, например, когда исполняется торжественный марш, дети ходят энергичным, четким шагом; когда звучит напевная народная мелодия - шаги становятся плавными, спокойными, при передаче игрового или сказочного образа дети двигаются эмоционально, выразительно.

В детских хороводах, играх, плясках преобладают такие движения, как ходьба, бег, прыжки, поскоки. Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски.

Актуальность:

Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем - и взрослым и детям, он интернационален.

Приступая к работе по этой проблеме, я исходила из того, чтобы обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствии чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т.д.

Занятия ритмикой и хореографией позволяют нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей. Для этого разработала перспективное планирование по развитию движений в средней, старшей и подготовительной группах.

Цель:

Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Задачи:

1. Развитие музыкальности:

- чувствовать настроение музыки, ее характер и содержание,
- развитие музыкального слуха, чувства ритма,
- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- ловкость, точность, координация движений,
- гибкость и пластичность,
- правильная осанка, красивая походка,
- ориентировка в пространстве,

3. Развитие творческих способностей:

- потребность самовыражения в движениях под музыку,
- коммуникативных качеств,
- творческое воображение и фантазия,
- импровизация.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
- воспитывать внимание, волю память, мышление.

Основные приемы и методы в обучении детей ритмике.

  1. Метод показа.
  2. Словесный метод.
  3. Импровизационный метод.
  4. Метод иллюстративной наглядности.
  5. Игровой метод.
  6. Концентрический метод.

Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.

Данная система работы ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе.

Поэтому предлагаемый репертуар, ритмические композиции используются не только на музыкальных занятиях, но и на утренней зарядке. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.

Таким образом, каждый педагог может определить место использования данного репертуара. Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса. Ритмика является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях высокой умственной активности и малой подвижности следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток (фото №6).

На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых различных вариантах; как вводную часть занятия, либо заключительную (игра), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.

Интересно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку.

Такие композиции могут использоваться на праздничных утренниках, в играх-драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на праздниках дети исполняют наиболее яркие и понравившиеся композиции. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов (фото №7).

Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей.

Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности образа, музыкальности, и, главное естественности самого движения. Что такое правильная осанка, красивая походка? Скорей всего, это наиболее удобное и естественное положение тела при движении. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности; возможность выразить эмоции, реализовать свою энергию сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Музыка в ритмике занимает одно из центральных мест. Мы говорим, что следует научить детей красиво двигаться, но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Например: Дж.Ласт, Папетти, П. Мориа, Клаудерман, Шуман, Чайковский и т.д.Музыка повышает качество исполнения движений- выразительность, ритмичность, координацию. Формирует у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.

Организация совместной деятельности детей и педагога.

Одно из основных условий полноценного развития детей - это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого.

Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения, муштры. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность (фото №8).