Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.
- Развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся.
- Определять род имен существительных путем тренировочных упражнений.
- Воспитывать самосознание, коммуникативные способности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Читают предложения, называют известные части речи)
III. Минутка чистописания.
Письмо буквы Рр
Учитель – Сегодня на уроке мы повторим написание строчной и заглавной буквы Рр. Почему Р, потому что тема сегодняшнего урока начинается с этой буквы. А какая, узнаете позже.
- Что вы можете сказать об этой букве?
- Письмо буквы Рр, ря, ру, ри, Ро, Ра, Ре.
IV. Словарно-орфографическая работа
- Как называется место, где родился человек? (Родина)
- Участок дороги между населенными пунктами (расстояние)
- Космический корабль (ракета)
- Изображение природы, человека, предметов на бумаге (рисунок)
- К живой природе мы относим животных. А ещё что? (растения)
Задание:
Запишите ещё пять словарных слов, в которых бы встречалась буква р.
Проверка:
Работа в парах.
V. Повторение пройденного
- Какой частью речи является написанные вами слова?
- Что такое имя существительное?
- Что ещё знаете об имени существительном?
- Докажите, что имена существительные изменяются по числам.
- Вы уже многое знаете об этой части речи, но сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним грамматическим признаком имени существительного.
VI. Изучение нового материала
Задание:
Разделите словарные слова на три группы. Я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными используя слова: он (мой), она (моя) оно (моё).
Вывод:
В русском языке три рода: мужской, женский, средний
Каждое существительное относится к одному из трёх родов. Это постоянный признак имени существительного.
Составление схемы:
Род имени существительного
Мужской род. Женский род. Средний род. Он, мой Она, моя Оно, моё
- Ваша задача сегодняшнего урока; научится определять род имени существительного.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление нового материала.
1. Закрепление нового материала.
2. Работа с сигнальными карточками.
Книга, цветок, солнце и природа.
3. Упр.404 (устно).
4. Упр.406 (самостоятельно).
5. Проблема: Как определить род следующих существительных: тихоня, грязнуля, лакомка и задира? (Поставить рядом имя прилагательное или местоимение)
VIII. Домашнее задание: упр. 407 стр. 152
IX. Подведение итога урока.
Что нового интересного узнали на уроке? Какие трудности вам пришлось преодолеть.