Внеклассное мероприятие " В гостях у русских умельцев"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.
  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
  4. Воспитание уважения к русским мастерам.

Оборудование:

  • изделия народных промыслов: жостовские подносы, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, матрёшки;
  • репродукции, изображающие изделия народных промыслов;
  • стенд, к которому прикреплены карточки с изображением отдельных элементов каждого из представленных промыслов;
  • фрагменты видеофильма “Народные промыслы России”.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен плакатами, рисунками.

Оформлена выставка изделий народных промыслов России.

Входит коробейник.

Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий: - Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб. (вынимает предметы и показывает)

- Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Коробейник: - Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Коробейник: - А вот мы сейчас и проверим.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

Команда “Русские матрёшки”.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек.

Демонстрируют несколько матрёшек, вынимая их одну за другой).

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо - говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Слово предоставляется команде “Дымково”.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое – Дымково назвали.

Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе
Кто-то сделал индюка – распушённые бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

Барашек-свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок.
Утка-Марфутка бережком идёт,
Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой.

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

(Рассказ сопровождается показом этапов изготовления и элементов игрушек на стенде).

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

Слово предоставляется команде “Хохлома”.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Вытачивается она на токарном станке (на стенде рисунок токарного станка), или вырезается ножом из липы и берёзы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” - говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” - вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

(рисунок с показом всех операций изготовления ложки).

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Слово предоставляется команде “Жостово”.

До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый...
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

(Видеофрагменты “Жостовские подносы”).

Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Техника Жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Вначале художник наносит замалёвок. Широкой кистью- пятном- он рисует силуэты будущих цветов. Второй этап росписи – тенёжка (выправка), где роспись проявляется, загорается, оживает. Третий этап – перемалёвка. Рисунок становится объёмнее. Бликовка – четвёртый этап. Она усиливает игру света, подчёркивает форму растений.

(На стенде все этапы росписи).

Заключительные этапы росписи – привязка и чертёжка – изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и с чёрным фоном. Вот так шесть приёмов, взявшись за руки, вяжут жостовский букет.

Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.

И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной, полезной вещью, так и украшением на столе или картиной на стене.

(Девочки исполняют танец цветов).

Команда “Гжель”.

(Выходят дети в костюмах “Гжель”. В руках гжельские изделия).

Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

(Фрагменты видеофильма “Гжель”).

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Коробейник: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий: А наши ребята тоже своими руками сделали поделки!

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

Исполняются частушки:

Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

Мы весёлые ребята, мы нигде не пропадём.
Если надо – мы станцуем, если надо – мы споём!

У частушки есть начало, у частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал, скажем, прямо: “Молодец!”