Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Знакомство с фразеологизмами"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики – фразеологизмами; развивать речь детей, внимание, мышление; воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении; воспитывать взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование: карта Страны Слов, конверты с заданиями, картинки животных, словарь фразеологизмов, костюмы для героев сценки, в классе протянута бельевая веревка, на которой висят нарисованные уши, нос, платья.

Ход внеклассного занятия.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждет интересное путешествие. Замените это слово другим. (Странствие)

- Как называются такие слова? (Синонимы)

-Что такое синонимы?

- Итак, мы побывали в городе Синонимов (учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия

горы высокие и …. (низкие)

реки широкие и …. (узкие)

будет нам то жарко, то …. (холодно),

то трудно, то …. (легко).

А это в какой город мы попали? (Антонимов). Что это за слова?

2. Проблемная ситуация.

- Готовы дальше путешествовать? Ну, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день.

Ученик. Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!

-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали? Почему уши висят рядом с бельем? Замените выражения:

чуть свет

на скорую руку

все как по маслу

- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)

3. Рассказ о фразеологизмах.

- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

-Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:

1) в час по чайной ложке (медленно)

2) рукой подать (близко)

3) повесить нос (грустить)

4) раз, два и обчелся (мало)

- А теперь наоборот:

1) как говорят об очень худом человеке (кожа да кости)

2) как говорят об удачливом счастливом человеке (в рубашке родился)

-Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.

1 уч.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

-Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

-А теперь найдите фразеологические обороты в этих стихах и объясните их значение.

2 уч.

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

3 уч.

Ежатки-детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.

4 уч.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

4. Физкультминутка.

-Покажите часть тела.

1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)

2) Не цветы, а вянут (уши)

3) Ими машут, как мельница (руки)

4) Он длинный и без костей (язык)

50 Ими щелкают от голода (зубы)

6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

5. История фразеологизмов.

- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмем фразеологический словарь и найдем значение некоторых выражений.

Представьте себе Россию, какой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными.

1 уч.

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.

2 уч. Выражения спустя рукав и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

- Ребята, посмотрите на эти две поделки и скажите, какую из них делали, засучив рукава, а какую спустя рукава?

3 уч. Выражение я покажу тебе, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

4 уч. Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

- А почему книги нужно читать от начала до конца?

6. Закрепление. Занимательные упражнения.

- А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Работать будем в группах. За правильный, полный и точный ответ группа будет получать фишку

1 конверт: Сказочные фразеологизмы.

Многие крылатые выражения были взяты из сказок.

а) Задание: закончите следующие выражения

1 группа: Поди туда - не знаю куда,
(принеси то – не знаю что)

2 группа: Скоро сказка сказывается
(да не скоро дело делается)

3 группа: Это все присказка
(сказка будет впереди)

4 группа: Кому вершки, а
(кому корешки)

(Фишки)

б) Устно: Из каких сказок появились эти выражения?

1 группа: Встань передо мной, как лист перед травой.

2 группа: Рожки да ножки.

3 группа: Битый небитого везет.

4 группа: По щучьему веленью.

(Фишки)

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

2 конверт. Фразеологический зверинец.

Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как …(уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осел)
Болтлив как … (сорока)
Колючий как … (еж)
Неуклюжий как… (медведь)

(Каждая группа зачитывает по три выражения и получает фишку)

-А сейчас послушайте стихотворение и найдите фразеологизм с названием животного.

Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят ему медведь
Наступил на ухо.

- Когда так говорят?

- Следующее задание называется “Глаза, руки, нос”

3 конверт. Составьте по данным словам и рисунку выражение. Объясните его и составьте с ним предложение.

1 группа. (Глаза) разбегаются

2 группа: вешать (нос)

3 группа: задирать (нос)

4 группа: носить на (руках)

(Фишки)

4 конверт. Для 4-го задания нам нужны фишки, которые вы заработали. На них записаны крылатые выражения. Мы повторили с вами, что такое синонимы, антонимы.

1 группа. К данным выражениям подберите синонимы.

Золотые руки - мастер на все руки.
Бить баклуши - лодыря гонять.
Капля в море- кот наплакал.
Один на один- с глазу на глаз.

2 группа. К данным выражениям подберите синонимы.

Усиленно думать – ломать голову.
Сильно перепуган - ни жив, ни мертв.
Очень дружно – душа в душу.
Сильно устать – сбиться с ног.

3 группа. К выражениям подберите антонимы.

Заварить кашу - расхлебывать кашу.
Засучив рукава - спустя рукава
Первым делом – в последнюю очередь.
Брать себя в руки.

4 группа. К выражениям подберите синонимы.

Угадать – попасть в точку.
Помнить – держать в уме.
Погибнуть – сложить голову.
Радоваться – быть на седьмом небе

- Молодцы! Справились с заданиями. И в заключении посмотрите сценку, которую приготовили ребята.

Сценка: “Кашу маслом не испортишь”.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток!

Стучит.

- Сказано - сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все, мы не спим.

- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

- Кашу маслом не испортишь!

- Почему бабушка так сказала? Какой вывод делаем?

7. Итог.

- Что вы сегодня нового узнали? Что вам особенно понравилось?

Литература

Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995.