Цели: создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики – фразеологизмами; развивать речь детей, внимание, мышление; воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении; воспитывать взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование: карта Страны Слов, конверты с заданиями, картинки животных, словарь фразеологизмов, костюмы для героев сценки, в классе протянута бельевая веревка, на которой висят нарисованные уши, нос, платья.
Ход внеклассного занятия.
1. Актуализация знаний.
- Сегодня мы отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждет интересное путешествие. Замените это слово другим. (Странствие)
- Как называются такие слова? (Синонимы)
-Что такое синонимы?
- Итак, мы побывали в городе Синонимов (учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия
горы высокие и …. (низкие)
реки широкие и …. (узкие)
будет нам то жарко, то …. (холодно),
то трудно, то …. (легко).
А это в какой город мы попали? (Антонимов). Что это за слова?
2. Проблемная ситуация.
- Готовы дальше путешествовать? Ну, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день.
Ученик. Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!
-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали? Почему уши висят рядом с бельем? Замените выражения:
чуть свет
на скорую руку
все как по маслу
- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)
3. Рассказ о фразеологизмах.
- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)
Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?
Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
-Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:
1) в час по чайной ложке (медленно)
2) рукой подать (близко)
3) повесить нос (грустить)
4) раз, два и обчелся (мало)
- А теперь наоборот:
1) как говорят об очень худом человеке (кожа да кости)
2) как говорят об удачливом счастливом человеке (в рубашке родился)
-Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.
1 уч.
Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
-Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?
-А теперь найдите фразеологические обороты в этих стихах и объясните их значение.
2 уч.
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
3 уч.
Ежатки-детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.
4 уч.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
4. Физкультминутка.
-Покажите часть тела.
1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
2) Не цветы, а вянут (уши)
3) Ими машут, как мельница (руки)
4) Он длинный и без костей (язык)
50 Ими щелкают от голода (зубы)
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
5. История фразеологизмов.
- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмем фразеологический словарь и найдем значение некоторых выражений.
Представьте себе Россию, какой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными.
1 уч.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.
2 уч. Выражения спустя рукав и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
- Ребята, посмотрите на эти две поделки и скажите, какую из них делали, засучив рукава, а какую спустя рукава?
3 уч. Выражение я покажу тебе, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
4 уч. Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
- А почему книги нужно читать от начала до конца?
6. Закрепление. Занимательные упражнения.
- А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Работать будем в группах. За правильный, полный и точный ответ группа будет получать фишку
1 конверт: Сказочные фразеологизмы.
Многие крылатые выражения были взяты из сказок.
а) Задание: закончите следующие выражения
1 группа: Поди туда - не знаю куда,
(принеси то – не знаю что)
2 группа: Скоро сказка сказывается
(да не скоро дело делается)
3 группа: Это все присказка
(сказка будет впереди)
4 группа: Кому вершки, а
(кому корешки)
(Фишки)
б) Устно: Из каких сказок появились эти выражения?
1 группа: Встань передо мной, как лист перед травой.
2 группа: Рожки да ножки.
3 группа: Битый небитого везет.
4 группа: По щучьему веленью.
(Фишки)
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
2 конверт. Фразеологический зверинец.
Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как …(уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осел)
Болтлив как … (сорока)
Колючий как … (еж)
Неуклюжий как… (медведь)
(Каждая группа зачитывает по три выражения и получает фишку)
-А сейчас послушайте стихотворение и найдите фразеологизм с названием животного.
Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят ему медведь
Наступил на ухо.
- Когда так говорят?
- Следующее задание называется “Глаза, руки, нос”
3 конверт. Составьте по данным словам и рисунку выражение. Объясните его и составьте с ним предложение.
1 группа. (Глаза) разбегаются
2 группа: вешать (нос)
3 группа: задирать (нос)
4 группа: носить на (руках)
(Фишки)
4 конверт. Для 4-го задания нам нужны фишки, которые вы заработали. На них записаны крылатые выражения. Мы повторили с вами, что такое синонимы, антонимы.
1 группа. К данным выражениям подберите синонимы.
Золотые руки - мастер на все руки.
Бить баклуши - лодыря гонять.
Капля в море- кот наплакал.
Один на один- с глазу на глаз.
2 группа. К данным выражениям подберите синонимы.
Усиленно думать – ломать голову.
Сильно перепуган - ни жив, ни мертв.
Очень дружно – душа в душу.
Сильно устать – сбиться с ног.
3 группа. К выражениям подберите антонимы.
Заварить кашу - расхлебывать кашу.
Засучив рукава - спустя рукава
Первым делом – в последнюю очередь.
Брать себя в руки.
4 группа. К выражениям подберите синонимы.
Угадать – попасть в точку.
Помнить – держать в уме.
Погибнуть – сложить голову.
Радоваться – быть на седьмом небе
- Молодцы! Справились с заданиями. И в заключении посмотрите сценку, которую приготовили ребята.
Сценка: “Кашу маслом не испортишь”.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток!
Стучит.
- Сказано - сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
- Всему свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
- Кашу маслом не испортишь!
- Почему бабушка так сказала? Какой вывод делаем?
7. Итог.
- Что вы сегодня нового узнали? Что вам особенно понравилось?
Литература
Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995.