Цели урока:
Образовательные:
- продолжить работу над идейно-смысловым и художественным содержанием повести Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома”;
- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
- активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- проведение литературоведческой пропедевтики;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление;
- воссоздающее творческое воображение детей;
- развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
- развивать всё многообразие психических процессов;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
- воспитание критического мышления.
Оборудование:
- книга,
- портрет писателя,
- папка детских работ,
- схема-отзыв на прочитанное произведение,
- опорная схема “Толстые-тонкие вопросы”,
- пословицы о труде.
I. Организация детей на урок.
- Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
II. Cообщение темы урока. Постановка цели.
- Сегодня наш класс – это литературная гостиная. А вам – юным литературоведам предлагается для обсуждения книга Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”.
- Следует отметить, что наш урок посвящён сразу двум датам.
- Какую дату мы будем отмечать в 2008 году? (100-летие со дня рождения) (1 слайд)
- В одной из книг я прочла такие строки про Н.Носова (2 слайд)
- Чем ценны и интересны для нас книги Н.Носова?
- Я думаю будет справедливым вспомнить сегодня и те книги , на которых вы росли
(3 и 4 слайды)
- Почему именно книгу “Витя Малеев в школе и дома” мы взяли для столь глубокого, внимательного изучения в этом году? (55-летие вручения Гос.премии Н.Носову за повесть “Витя Малеев в школе и дома”) (5 слайд)
III. Вступительная беседа.
- Вспомните день, когда вы впервые взяли в руки книгу.
- Что увидели на обложке и какие у вас возникли предположения?
- К какому жанру относится данное произведение?
- Верно ли утверждение о том. что Витя Малеев в начале повести и Витя в конце – два разных человека?
- Как автор относился к своему герою?
IV. Работа в группах (6 слайд)
1 группа – Выбрать отрывок из 1 главы (С какими чувствами шёл Витя в школу)
2 группа – Отрывок из 21главы (“На душе у меня стало так хорошо, так радостно!”)
- Случайно или намеренно автор в последней главе включает описание наступающей весны?
- С какой целью это было сделано?
3 группа – Подготовьте вопросы на тему “Витя Малеев “взрослеет” (используя приём “Тонкие – толстые вопросы”)
Тонкие | Толстые |
Кто? Что? Где? Когда …? Кто ещё …? Зачем …? Может …? Будет …? Как звали …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? |
Объясните, почему …? Почему вы думаете …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если … ? Что, если … ? |
ФИЗМИНУТКА (на полу лежит мужская шляпа, под которой спрятана игрушка котёнка)
К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами ,шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет –
Ты живая или нет?
- Обойдём на носочках шляпу справа.
- Обойдём на носочках шляпу слева.
- Подойдём к шляпе ближе.
- Изобразите на лице страх.
- Подпрыгнем от испуга.
- Улыбнитесь, к вам подошёл котёнок. Присядьте и погладьте его.
(Дети гладят котёнка и передают его по кругу).
Игра “Угадай рассказ” - по иллюстрациям
7 слайд – “Заплатка”
8 слайд – “Репка”
9 слайд – “Ступеньки”
10 слайд – “Фантазёры”
11 слайд – “Пистолет”
V. Обозначение проблем
- Согласны ли вы с тем, что Н.Носов в своей повести предлагает своим читателям для обдумывания ни одну, а целый ряд проблем? (12 слайд)
- Попробуем выделить их (13 слайд ) – работа в группах.
Воспитание трудолюбия
Борьба с подсказками
Взаимоотношения с одноклассниками
Дружба
Доброе отношение к животным
VI. Чтение и анализ 3 главы.
- Прочтите первый абзац самостоятельно.
- Что случилось в классе? (начало 3 главы )
- Прочтём вслух.
VI. Чтение по ролям (разговор Ольги Николаевны с детьми) – готовит одна из групп
VII. Дискуссия “ЗА и ПРОТИВ” (14 слайд)
1 группа – аргументы “ЗА”
2 группа – аргументы “ПРОТИВ”
3 группа – эксперты
VIII. Работа в парах (15 и 16 слайды)
Собрать пословицы.
- Друязь позтсянаю в дебе. (Друзья познаются в беде).
- Кавыко дытру, такоыв и плоыд. (Каковы труды, таковы и плоды).
- Терниепе и друт вёс репетрут. (Терпение и труд всё перетрут).
- Деворе дежитсяр кормяни, а векочел друмизья (Дерево держится корнями, а человек друзьями).
1 пара готовит устно сообщение-отзыв.
IХ. Обобщающая беседа
- Чем понравилась вам эта повесть?
- Что запомнилось больше?
- Будете рекомендовать её для чтения своим друзьям?
Х. Итог урока, выставление отметок. (17 слайд)
ХI. Домашнее задание. Написать сообщение - отзыв (по схеме).