Цели урока:
- закреплять решение задач разных видов;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- познакомить с чудесами света;
- учить работать с историческими источниками.
Оборудование:
- карта Всемирного наследия,
- эмблема Всемирного наследия,
- слайды “Чудеса света”,
- различные виды геометрических фигур,
- карточки для индивидуальной работы; модель компаса, энциклопедии, энциклопедические словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Свой урок я хотела бы начать словами греческого поэта Антипатра Сидонского:
“Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колос Гелиоса
И пирамиды – дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную.
И лишь увидел я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним.
2. Тема и цель урока.
Эти слова неслучайно прозвучали. Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории. Мы познакомимся со Всемирным наследием. Продолжим учиться анализировать и решать задачи
разных видов, совершенствовать вычислительные навыки, познакомимся с чудесами света.
3. Устный счет.
Посмотрите на карту. На ней изображена эмблема Всемирного наследия.
1) Какие геометрические фигуры изображены на эмблеме?
Ответ: Круг.
Учитель: Круг символизирует природу.
Ответ: Квадрат.
Учитель: Квадрат – символ творения рук человека.
Назовите свойства квадрата.
2) Я предлагаю составить свою эмблему культурного наследия.
(Работа в группах.)
Назовите геометрические фигуры. Соедините эти фигуры так, чтобы получился большой прямоугольник. Найдите периметр и площадь полученной фигуры.
3) Теперь найдем на карте Большой каньон в Северной Америке и отправимся к водопаду Игуасу в Южной Америке.
Какая геометрическая фигура получилась?
Ответ: Отрезок.
Учитель: Почему? Найдите длину отрезка, выразив ее в миллиметрах.
4) Дальше мы посетим Красную площадь, водопад Виктория в Африке ,Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки
Какая геометрическая фигура получилась?
Ответ: Ломаная.
Учитель: Из скольких звеньев состоит данная ломаная? Найдите длину ломаной.
Дальнейшее направление нашего путешествия нам укажет Фаросский маяк. На какую геометрическую фигуру похожа линия света от маяка?
Ответ: На луч.
Учитель: Дайте определение луча.
Можно ли измерить длину луча? Почему?
Луч указал направление нашего дальнейшего путешествия. Мы отправляемся в Египет. А чтобы не сбиться с пути будем ориентироваться по компасу.
Определим азимут движения. Что такое азимут? (Предположения детей)
Учитель: Азимут- это угол, образуемый заданным направлением движения и направлением на север.
(Определение углов по компасу.)
Какой угол называется острым? Какой угол называется тупым? Какой угол называется прямым?
4. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
(Индивидуальная работа по карточкам.)
Одно из чудес света - это Египетские пирамиды. Недалеко от Каира, на равнине около Гизы, возвышаются три гигантские пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина. Некогда пирамида Хеопса достигала в высоту 146 м и была отшлифована до зеркального блеска. Предполагают,что пирамиды служили людям в качестве часов и календаря.
А теперь назовите числа.
5000,147,100000,2300000.
5000 - столько лет стоит пирамида Хуфу;
147м - ее высота;
100000 рабов занимались строительством пирамиды каждый месяц;
2300000 глыб известняка пошло на строительство пирамиды.
Назовите разряды каждого числа. Сколько в числе единиц каждого класса?
Это первое чудо света, с которым мы познакомились.
Но наше путешествие продолжается.
Решите задачу.
Когда Гераклом Герион
Был в жаркой битве сокрушен,
То победителю в награду
Быков 120 было стадо.
Быков на луг отправил он
И погрузился в крепкий сон.
Но сын Вулкана Какус смелый
К быкам, как вор, подполз умело.
Он отобрать себе сумел 1\4 от стада.
Теперь скажи мне, вычислитель
Скольких быков злой похититель
Из стада увести сумел?
А скольких просто не успел?
На доске решение задачи:
120:4=30(б.)- сумел увести.
120-30=90(б.) - не успел.
Следующее чудо света Геликарнасский Мавзолей.Он был возведен в честь Мовсола. Его ширина 66м, длина 77м, высота 46м.
На сколько метров длина больше ширины?
На сколько метров высота меньше длины?
Говоря о чудесах света нельзя не сказать о статуе Колосса Родосского.
Колосс Родосский. Откуда взялось такое название? Колоссами называли древние греки статуи, высота которых много выше человеческсго роста.Самым популярным был Колос, воздвигнутый на острове Родос - гигантская статуя бога Солнца Гелиоса. Гелиос- покровитель острова Родос.
(Сообщения детей.)
Решите задачу.
Для возведения статуи привезли 13000 кг бронзы и 7000 кг железа. Сколько понадобилось ящиков, если в каждый ящик умещалось 100 кг металла?
Работа над задачей.
- О чем говорится в задаче?
- Сколько кг привезли бронзы?
- Что обозначает число 7000?
- Какой вопрос задачи?
- Какие слова возьмем для записи условия?
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
(Самостоятельное решение, взаимопроверка.)
Решение:
1) 13000+7000=20000 (кг) - бронзы и железа.
2) 20000:100=20(ящ.) - понадобилось.
Ответ: понадобилось 20 ящиков.
Продолжаем путешествие. По одной из легенд, Висячие сады Вавилона были сооружены по приказу царя Новуходоносора 2 для его жены Амитис, по другой - их решила построить в конце 9 в. до н. э. царица Семирамида. Висячие сады Вавилона, или сады Семирамиды, признавались одним из Семи чудес света. Сады входили в комплекс дворца и располагались на террасах. Каждая терраса возвышалась над нижней на 5 м. Они были выложены балками и устланы слоями тростника, кирпичей и асфальта для задержки влаги. Сверху был насыпан трехметровый слой земли, чтобы высаживать деревья.
Работа над задачей.
На первом ярусе было высажено 40 ящиков по 5 кустов в каждом, а на втором 15 ящиков по 7 кустов в каждом. Сколько всего кустов зелени украшали 1 и 2 ярус.
- О чем говорится в задаче?
- Что известно о первом ярусе?
- Что известно о втором ярусе?
- Какой вопрос задачи?
- Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Почему?
- Что узнаем в первом действии? Как?
- Что узнаем во втором действии? Как?
- Как ответим на вопрос задачи?
Запись решения у доски с комментированием.
1. Узнаем, сколько кустов было высажено на первом этаже?
5*40=200(к.)
2. Узнаем, сколько кустов было высажено на втором этаже?
7*15=105(к.)
3. Находим сумму полученных результатов.
200+105=305(к.)
Пишу ответ. 305 кустов украшали 1 и 2 ярус.
Для того чтобы сделать подход к Александрии (город в дельте Нила ) безопасным, было решено построить маяк на восточной оконечности острова Фарос. Строительство было поручено архитектору Сострату Книдскому. К 280 г. до н. э. маяк был построен. (Доклад учащегося.)
Работа в парах. Решение задачи.
3 этажа Александрийского маяка составили 120 м. Какова была бы высота маяка, если в нем было бы 5 этажей.
(Дети самостоятельно работают над задачей, составляют план решения, записывают решение и ответ, сравнивают свое решение с решением карточки- ответа.)
Чтобы узнать, в каком году было обнаружено следующее Чудо света, нужно найти значения выражений. Каждый результат вычислений будет являться одним числом в дате создания этого чуда.
10*3+5*8=
(90+60):3-42=
72:12=1=
75:3-(50-25)=
В 1870 г. был обнаружен храм Артемиды. Богиня Артемида была покровительницей г. Эфеса, где в ее честь около 450 г. до н.э. был построен храм, который считался одним из. Семи чудес света.
Подходит к концу наше путешествие. Мы приближаемся к величественной статуе. Это статуя Зевса – второй шедевр скульптора Фидия. Она была сделана для храма в Олимпии. Статуя вырезана из дерева, покрыта золотом и слоновой костью. Высота статуи насчитывала 12 м, устанавливали ее по частям. Статуя считалась одним из Семи чудес света. А так как мы оказались в Греции, то следующее задание будет связано с Олимпийскими играми.
Эта задача необычная. Она имеет ни одно, а несколько решений.
40 спортсменов участвовали в Олимпийских играх в Греции:
- в беге;
- в метании копья;
- в состязании на колесницах.
Сколько человек могли бы участвовать в этих видах спорта?
(Результаты заносятся в таблицу.)
Бег. | 10 | 17 |
Мет. | 20 | 13 |
Сост. на кол. | 10 | 10 |
5. Итог урока.
Семь памятников, воплотивших наивысшие достижения культуры наиболее развитых стран древности, вполне заслужили названия чудес света. Самое чудесное в них то, что создали их ум и руки человека.
А на уроке мы повторили решение задач, примеров и еще раз обратились к истории.
- С какими Чудесами света вы познакомились на уроке?
- Что нам удалось на уроке, а что нет?
- Какие у вас будут пожелания и предложения?
Выставка книг о чудесах света.
6. Домашнее задание. Оценки.