Урок математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять решение задач разных видов;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • познакомить с чудесами света;
  • учить работать с историческими источниками.

Оборудование:

  • карта Всемирного наследия,
  • эмблема Всемирного наследия,
  • слайды “Чудеса света”,
  • различные виды геометрических фигур,
  • карточки для индивидуальной работы; модель компаса, энциклопедии, энциклопедические словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Свой урок я хотела бы начать словами греческого поэта Антипатра Сидонского:

“Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колос Гелиоса
И пирамиды – дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную.
И лишь увидел я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним.

2. Тема и цель урока.

Эти слова неслучайно прозвучали. Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории. Мы познакомимся со Всемирным наследием. Продолжим учиться анализировать и решать задачи

разных видов, совершенствовать вычислительные навыки, познакомимся с чудесами света.

3. Устный счет.

Посмотрите на карту. На ней изображена эмблема Всемирного наследия.

1) Какие геометрические фигуры изображены на эмблеме?

Ответ: Круг.

Учитель: Круг символизирует природу.

Ответ: Квадрат.

Учитель: Квадрат – символ творения рук человека.

Назовите свойства квадрата.

2) Я предлагаю составить свою эмблему культурного наследия.

(Работа в группах.)

Назовите геометрические фигуры. Соедините эти фигуры так, чтобы получился большой прямоугольник. Найдите периметр и площадь полученной фигуры.

3) Теперь найдем на карте Большой каньон в Северной Америке и отправимся к водопаду Игуасу в Южной Америке.

Какая геометрическая фигура получилась?

Ответ: Отрезок.

Учитель: Почему? Найдите длину отрезка, выразив ее в миллиметрах.

4) Дальше мы посетим Красную площадь, водопад Виктория в Африке ,Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки

Какая геометрическая фигура получилась?

Ответ: Ломаная.

Учитель: Из скольких звеньев состоит данная ломаная? Найдите длину ломаной.

Дальнейшее направление нашего путешествия нам укажет Фаросский маяк. На какую геометрическую фигуру похожа линия света от маяка?

Ответ: На луч.

Учитель: Дайте определение луча.

Можно ли измерить длину луча? Почему?

Луч указал направление нашего дальнейшего путешествия. Мы отправляемся в Египет. А чтобы не сбиться с пути будем ориентироваться по компасу.

Определим азимут движения. Что такое азимут? (Предположения детей)

Учитель: Азимут- это угол, образуемый заданным направлением движения и направлением на север.

(Определение углов по компасу.)

Какой угол называется острым? Какой угол называется тупым? Какой угол называется прямым?

4. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

(Индивидуальная работа по карточкам.)

Одно из чудес света - это Египетские пирамиды. Недалеко от Каира, на равнине около Гизы, возвышаются три гигантские пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина. Некогда пирамида Хеопса достигала в высоту 146 м и была отшлифована до зеркального блеска. Предполагают,что пирамиды служили людям в качестве часов и календаря.

А теперь назовите числа.

5000,147,100000,2300000.

5000 - столько лет стоит пирамида Хуфу;

147м - ее высота;

100000 рабов занимались строительством пирамиды каждый месяц;

2300000 глыб известняка пошло на строительство пирамиды.

Назовите разряды каждого числа. Сколько в числе единиц каждого класса?

Это первое чудо света, с которым мы познакомились.

Но наше путешествие продолжается.

Решите задачу.

Когда Гераклом Герион
Был в жаркой битве сокрушен,
То победителю в награду
Быков 120 было стадо.
Быков на луг отправил он
И погрузился в крепкий сон.
Но сын Вулкана Какус смелый
К быкам, как вор, подполз умело.
Он отобрать себе сумел 1\4 от стада.
Теперь скажи мне, вычислитель
Скольких быков злой похититель
Из стада увести сумел?
А скольких просто не успел?

На доске решение задачи:

120:4=30(б.)- сумел увести.

120-30=90(б.) - не успел.

Следующее чудо света Геликарнасский Мавзолей.Он был возведен в честь Мовсола. Его ширина 66м, длина 77м, высота 46м.

На сколько метров длина больше ширины?

На сколько метров высота меньше длины?

Говоря о чудесах света нельзя не сказать о статуе Колосса Родосского.

Колосс Родосский. Откуда взялось такое название? Колоссами называли древние греки статуи, высота которых много выше человеческсго роста.Самым популярным был Колос, воздвигнутый на острове Родос - гигантская статуя бога Солнца Гелиоса. Гелиос- покровитель острова Родос.

(Сообщения детей.)

Решите задачу.

Для возведения статуи привезли 13000 кг бронзы и 7000 кг железа. Сколько понадобилось ящиков, если в каждый ящик умещалось 100 кг металла?

Работа над задачей.

  1. О чем говорится в задаче?
  2. Сколько кг привезли бронзы?
  3. Что обозначает число 7000?
  4. Какой вопрос задачи?
  5. Какие слова возьмем для записи условия?
  6. Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

(Самостоятельное решение, взаимопроверка.)

Решение:

1) 13000+7000=20000 (кг) - бронзы и железа.

2) 20000:100=20(ящ.) - понадобилось.

Ответ: понадобилось 20 ящиков.

Продолжаем путешествие. По одной из легенд, Висячие сады Вавилона были сооружены по приказу царя Новуходоносора 2 для его жены Амитис, по другой - их решила построить в конце 9 в. до н. э. царица Семирамида. Висячие сады Вавилона, или сады Семирамиды, признавались одним из Семи чудес света. Сады входили в комплекс дворца и располагались на террасах. Каждая терраса возвышалась над нижней на 5 м. Они были выложены балками и устланы слоями тростника, кирпичей и асфальта для задержки влаги. Сверху был насыпан трехметровый слой земли, чтобы высаживать деревья.

Работа над задачей.

На первом ярусе было высажено 40 ящиков по 5 кустов в каждом, а на втором 15 ящиков по 7 кустов в каждом. Сколько всего кустов зелени украшали 1 и 2 ярус.

  1. О чем говорится в задаче?
  2. Что известно о первом ярусе?
  3. Что известно о втором ярусе?
  4. Какой вопрос задачи?
  5. Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Почему?
  6. Что узнаем в первом действии? Как?
  7. Что узнаем во втором действии? Как?
  8. Как ответим на вопрос задачи?

Запись решения у доски с комментированием.

1. Узнаем, сколько кустов было высажено на первом этаже?

5*40=200(к.)

2. Узнаем, сколько кустов было высажено на втором этаже?

7*15=105(к.)

3. Находим сумму полученных результатов.

200+105=305(к.)

Пишу ответ. 305 кустов украшали 1 и 2 ярус.

Для того чтобы сделать подход к Александрии (город в дельте Нила ) безопасным, было решено построить маяк на восточной оконечности острова Фарос. Строительство было поручено архитектору Сострату Книдскому. К 280 г. до н. э. маяк был построен. (Доклад учащегося.)

Работа в парах. Решение задачи.

3 этажа Александрийского маяка составили 120 м. Какова была бы высота маяка, если в нем было бы 5 этажей.

(Дети самостоятельно работают над задачей, составляют план решения, записывают решение и ответ, сравнивают свое решение с решением карточки- ответа.)

Чтобы узнать, в каком году было обнаружено следующее Чудо света, нужно найти значения выражений. Каждый результат вычислений будет являться одним числом в дате создания этого чуда.

10*3+5*8=

(90+60):3-42=

72:12=1=

75:3-(50-25)=

В 1870 г. был обнаружен храм Артемиды. Богиня Артемида была покровительницей г. Эфеса, где в ее честь около 450 г. до н.э. был построен храм, который считался одним из. Семи чудес света.

Подходит к концу наше путешествие. Мы приближаемся к величественной статуе. Это статуя Зевса – второй шедевр скульптора Фидия. Она была сделана для храма в Олимпии. Статуя вырезана из дерева, покрыта золотом и слоновой костью. Высота статуи насчитывала 12 м, устанавливали ее по частям. Статуя считалась одним из Семи чудес света. А так как мы оказались в Греции, то следующее задание будет связано с Олимпийскими играми.

Эта задача необычная. Она имеет ни одно, а несколько решений.

40 спортсменов участвовали в Олимпийских играх в Греции:

  • в беге;
  • в метании копья;
  • в состязании на колесницах.

Сколько человек могли бы участвовать в этих видах спорта?

(Результаты заносятся в таблицу.)

Бег. 10 17
Мет. 20 13
Сост. на кол. 10 10

5. Итог урока.

Семь памятников, воплотивших наивысшие достижения культуры наиболее развитых стран древности, вполне заслужили названия чудес света. Самое чудесное в них то, что создали их ум и руки человека.

А на уроке мы повторили решение задач, примеров и еще раз обратились к истории.

  1. С какими Чудесами света вы познакомились на уроке?
  2. Что нам удалось на уроке, а что нет?
  3. Какие у вас будут пожелания и предложения?

Выставка книг о чудесах света.

6. Домашнее задание. Оценки.