Значимость изучения основ домашней экономики и предпринимательства в рамках образовательной области “ технология” подтверждена опытом трудовой и технологической подготовки школьников в Великобритании, Германии, США.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировке планов, прогнозирование последствий собственной экономической деятельности, а так же деятельности других. Поэтому в настоящий момент ознакомление всех учащихся общеобразовательных школ с основами экономики, на примере ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму.
Учитывая возрастные особенности, а так же учебно-познавательные возможности учащихся, изучение данного курса целесообразно проводить групповыми занятиями в 9 классах. Объем курса рассчитан на 16 учебных часов, 25% которых составляют лекционные занятия, и 75% – практические.
Залогом успешной деятельности учащихся, ее побудительным механизмом может стать оценка учащимися своей деятельности. Организация самооценочной деятельности учащихся, проведение вместе с ними экспертизы полученных результатов помогут создать “ситуацию успеха”, когда каждый ученик может сказать: “Я смогу. Я могу. У меня все получится”. Навыки самооценочной деятельности помогут учащимся в дальнейшей взрослой жизни.
Обучение детей самостоятельной организации деятельности – одна из важнейших задач педагога в современной школе.
Цели и задачи курса
Данный курс преследует цель помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.
Для этого необходимо:
*вооружать учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации, участие в рыночных отношениях семьи;
*воспитывать у них уважение к собственности, ответственность, экономность, формировать экономическое мышление, культуру потребления;
*подготавливать к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.
В процессе изучения курса школьники должны:
*знать цели и значения домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей, возможности рационального использования средств и пути их увеличения, экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
*уметь - анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
*понимать - роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества, необходимость производства и потребления товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена.
Во время занятий школьники:
* получают представление о целях, задачах, функциях, сущности предпринимательства и его роли в экономической жизни страны;
*формируют начальные навыки участия в предпринимательской деятельности; *развивают экономическое и предпринимательское мышление, необходимое для умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации, для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
*воспитываются на уважение к частной собственности, осваивают этику предпринимательской деятельности;
*знакомятся с некоторыми методиками принятия решений, самоконтроля и самооценки;
*учатся бережному отношению к ресурсам, трудолюбию, гуманности, порядочности;
*у учащихся формируется уверенность в собственных силах и возможностях осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную их возрасту.
Основными методами обучения учащихся домашней экономике являются беседы, деловые игры, практические и исследовательские работы, домашние задания, решения кроссвордов.
Тематическое планирование курса “Домашняя экономика. Основы предпринимательства.”
№ |
Тема |
Количество учебных часов |
1.1. | Домашняя экономика. (Приложение 2). | 1 |
1.2. | Доходы и расходы семьи. (Приложение 3). |
1 |
1.3. | Семейный бюджет. (Приложение 4). |
2 |
Программа курса
1.1. Домашняя экономика.
Термин “экономика”- значение, происхождение.
Семья - первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством и обществом.
Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.). Личное предпринимательство.
1.2. Доходы и расходы семьи.
Источники доходов семьи. Забота государства о семье. Роль школьника в увеличении доходов семьи.
Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Хозяйственная книга семьи. Расходы на услуги. Расходы на питание, одежду, отдых, непредвиденные расходы.
1.3. Семейный бюджет.
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Бюджет: сбалансированный, с дефицитом, с избытком.
Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, ежемесячных расходов.
Экономические возможности и экономические потребности семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. – М.: Аспект-пресс, 1995.
- Макарова О.В., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
- Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.
- Основы предпринимательского дела / Под.ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. – М.: БЕК, 1996.
- Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж.Д., Хансен У.Л., Стейн Г. Основные экономические понятия: Структура преподавания / Пер. с англ. – М.: Аспект пресс, 1995.
- Теория потребительского поведения и спроса ( Серия “Вехи экономической мысли”. Вып. 1)/ Под. Ред. В.М. Гальперина. – С. – Пб.: Экономическая школа, 1993.
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения /Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989.
- Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. – С.-Пб., 1992-94. – Вып. 1, 2, 3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Липсиц И.В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.
- Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
- Основы потребительских знаний. –М.: Спрос, 1997.
- Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996.