Урок математики по теме "Скорость движения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) дать понятие скорости как величины движения, единицы измерения скорости, формировать вычислительные навыки с величинами;

2) в процессе выполнения заданий развивать приёмы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнения, классификации, обобщения;

3) воспитывать взаимоуважение, умение выслушивать мнения других и отстаивать своё.

Задачи:

1) формирование навыков работы с величинами;

2) активно использовать в процессе выполнения заданий приёмов умственной деятельности;

3) воспитывать коммуникативные навыки труда умения работать в группах.

Структура:

1) Орг. момент

2) Проверка знаний при подготовке к новой теме.

3) Подготовка учащихся к работе. Постановка цели.

4) Объяснение нового материала.

5) Первичная проверка понимания нового материала.

6) Закрепление знаний.

7) Проверка усвоения нового материала.

8) Подведение итогов урока.

9) Объяснение домашнего задания.

1. Орг. момент.

2. Устный счёт (индивидуальная работа).

На доске в 1 столбик записаны выражения.

Задания:

а) Найдите значения выражений:

7дм 2см+4см
436с-15с
2кг898г+16м2
9м8см Х 3
16м : 4с
6мин 9с+51с
5дм-6мм
42м : 7мин

б) Разбейте полученные значения на группы и запишите их

в каждой группе в порядке возрастания.

Проверка знаний:

  • сколько групп получили?

  • единицы какой величины в 1-ой группе?

  • единицы какой величины в 2-ой группе?

  • назовите единицы длины, единицы времени.

  • какими единицами измерения можно дополнить данные величины?

  • значения каких выражений вы не смогли найти? Почему?

3. Проблемная ситуация.

Я утверждаю, что можно оперировать единицами разных величин.

Задания группам: определите, какое расстояние могут пройти за 1 час следующие предметы.

I. За 3 часа поезд проходит 240 км. Ск. км проходит он за 1 час?

II. За 5 минут самолёт пролетает 75 км. Ск. км он пролетит за 1 мин?

III. Сокол за 3 с пролетает 69м. Ск. м он пролетит за 1 мин?

IV. Слон за 2 часа проходит 12 км. Ск. км он пройдёт за 1час?

Проверка выполненных заданий:

Чем похожи все эти задачи? Мальчики, как вы думаете, какую величину мы узнаём, отвечая на эти вопросы?

Итак, тема сегодняшнего урока – “Скорость движения”. <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>.

Знакомство с единицами измерения скорости.

4. Упражнение в чтении единиц скорости.

Задания группам: пользуясь данными: <Рисунок4> определите, какими единицами измерения пользовались при определении скорости. Заполните пропуски.

I. гепард 110…
самолёт 15…
виноградная улитка 3…
олень12…
человек 5…

II. машина 60…
ракета 28000…
бабочка-капустница 4…
антилопа 96…
черепаха (сухопутная) 5…

III. лошадь 14…
велосипед 10…
слон 6…
рак 16…
комар 40…

IV. муха 200…
жираф 50…
ворона 47…
гончая собака 30…
плот 2…

5. Закрепление.

Используя новые научные знания, скажите значения каких выражений устного счёта можно вычислить?

Какую величину находим? Что такое скорость?

Проблемная ситуация:

Боря идёт от дома до школы 10 мин, а Лена 15 мин. У кого скорость больше: у Лены или у Бори?

Возможно два варианта дальнейшей работы:

а) Ответить нельзя. Неизвестно расстояние. Дополните условия данными: “Боря проходит 1 км, а Лена 15000м.” и ответьте на вопрос.

б) У Бори. Откройте учебники на с 158 и познакомьтесь с мнениями Маши и Миши. Дополните условия данными: “Боря проходит 1 км, а Лена 15000м.” и ответьте на вопрос.

Попробуйте самостоятельно сделать вывод: как найти скорость? Запишите формулу к себе в тетрадь. Проверка.

На доске появляется запись <Рисунок5>

6. Самостоятельная работа.

Пользуясь данной формулой <Рисунок5>, решите задачи:

1). Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 сек 72 м. С какой скоростью бежит заяц?

2). Когда ежу грозит опасность, он пробегает за 6 сек 12 метров. С какой скоростью двигается еж?

3). Бабочка-капустница пролетает 24 м за 6 сек. Найдите скорость бабочки.

4). Комар пролетает 40 дм за 10 сек. С какой скоростью летит комар?

5). Кит за 5 ч проплывает 35 км. Найдите его скорость.

6). В поисках пищи ворона пролетает за 2 ч 94 км. С какой скоростью она летит?

Решение задач оценивается.

7. Подведение итогов.

- с какой величиной вы сегодня познакомились?

- что такое скорость?

- какие интересные факты на уроке услышали, запомнили?

8. Д/З.

Зависит от результативности урока. При высоком уровне усвоения темы домашнее задание не задается.

Тетрадь Истоминой №2 №1-3.