Цели урока:
- Учебная – обобщение и систематизация знаний по основам логики, контроль за уровнем усвоения материала;
- Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности, стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- Воспитательная – воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнёра, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Этап “В чём соль?”.
- Этап “Золотоискатели”.
- Этап “Определи номер”.
- Этап “Внимание! Розыск!”.
- Этап “Перекрёстный бой”.
- Итоги урока.
Подготовительный этап.
Учащиеся делятся на одинаковые группы, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах выбираются командиры. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 7 вопросов для команды соперника.
Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.
Ход урока:
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по основам логики и логическим устройствам компьютера. Наша задача - обобщить, систематизировать знания, которые вы получили, изучая данную тему. Но, наш урок мы проведём в необычной форме - форме расследования.
Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. К нам поступило заявление о пропаже человека. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные для поиска пропавшего. За оперативность вы получите соответствующую на группу оценку.
Этап 1. “В чём соль?”
Какие из предложений являются высказываниями? Определите их тип и истинность? [1] Умножив количество истинных высказываний на количество ложных, вы узнаете, сколько лет пропавшему человеку. А, сложив количество единичных высказываний, частных и общих вы установите время пропажи человека.
- Число 6 – не чётное.
- Посмотрите на доску.
- У каждой лошади есть хвост.
- Кто отсутствует?
- Есть кошки, которые дружат с собаками.
- Некоторые медведи - бурые.
- Все рыбы умеют плавать.
- Буква А – гласная.
- Внимание! Посмотрите на право.
- Некоторые ученики двоечники.
- Тигр – не хищное животное.
- Все солдаты храбрые.
- Не все книги содержат полезную информацию.
- Некоторые растения обладают целебными свойствами.
- Наполеон был испанским императором.
Ответы:
- Высказывание, единичное, ложное.
- Не высказывание.
- Высказывание, общее, истинное.
- Не высказывание.
- Высказывание, единичное, истинное.
- Высказывание, частное, истинное.
- Высказывание, общее, истинное.
- Высказывание, единичное, истинное.
- Не высказывание.
- Высказывание, частное, истинное.
- Высказывание, единичное, ложное.
- Высказывание, общее, ложное.
- Высказывание, общее, истинное.
- Высказывание, частное, истинное.
- Высказывание, единичное, ложное.
Ответ: возраст пропавшего человека - 24 года, время пропажи 11 часов.
Этап 2. “Золотоискатели”.
Выполнив данное задание, вы узнаете, сколько людей участвовало в похищении.[3]
Даны простые высказывания:
А= “Принтер – устройство вывода информации”.
В= “Процессор - устройство обработки информации”.
С= “Монитор- устройство хранения информации”.
D= “Клавиатура - устройство ввода информации”.
Определите истинность составного высказывания:
(А&В) & (СVD)
Ответ: похитителей был один человек.
Этап 3. “Определи номер”.
В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа похищены задания на розыск. Только, что мне позвонил “доброжелатель” - он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны построить таблицу истинности следующего высказывания:
А или (не В или не С)
Сложив числа в последнем столбике, вы узнаете номер нужной ячейки камеры хранения.
А |
В |
С |
неВ |
неС |
неВ или неС |
А или (неВ или неС) |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Ответ: 7.
Этап 4. “Внимание! Розыск”
Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получает задание на розыск:
- установите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении;
Учащиеся групп получают задание[1]:
Определите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:
- если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал;
- если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.
Ответ: Иванов участвовал в преступлении.
Этап 5. “Перекрёстный бой!”
Каждая следственная группа хочет быть лучшей, и поэтому она пытается запутать своих соперников, дав им ложные сведения. Дома вы должны были придумать вопросы по теме урока, и сейчас вам предоставляется возможность задать их своему сопернику.
Команды, по очереди, задают вопросы.
Побеждает, та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
Итоги урока:
Оперативность работы команд определяется по ответам к заданиям, а именно команды должны были получить следующую информацию:
- возраст пропавшего человека- 24 года;
- время пропажи- 11 часов;
- похищение организовал один человек;
- фамилия преступника Иванов;
- номер ячейки камеры хранения – 7.
По ответам можно определить какая же из следственных групп всё- таки найдёт преступника. Это группа… . Но несмотря на то, что эта группа сработала более оперативно, мне хочется похвалить всех кто сегодня принимал участие в игре. Вы все работали очень дружно, оказывали друг другу помощь. И получили следующие оценки за игру… . Игра окончена.
Список литературы:
- Информатика. Задачник-практикум. Г. Семакина, М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Организация современного урока. Зотов Ю. Б. М., Просвещение, 2001.
- Задачник- практикум по информатике. Сафронов И. К. БХВ-Петербург, 2002.