Цели:
- формирование знаний о стилях оформления текстов, умений применять их в простейших ситуациях;
- развитие умений анализировать текстовую информацию;
- выделять логические элементы текста.
Оборудование:
- плакат “Основные объекты текстового документа” (Приложение 3.doc) и малые схемы для каждого ученика,
- проектор для иллюстрации свойств объектов и объяснения нового материала,
- компьютеры для выполнения практических заданий,
- файлы с текстом задания для выполнения на уроке и дома.
Структура урока:
- Активизация знаний учащихся. Подготовка к изучению нового материала.
- Задание на ПК – объяснение и выполнение.
- Обсуждение итогов выполнения задания.
- Постановка проблемы.
- Решение проблемы: объявление темы урока, ознакомление с новым материалом.
- Выполнение практического задания на ПК.
- Итоги.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I этап. Мы с вами продолжаем изучать технологию обработки текстовой информации. На предыдущих уроках вы занимались форматированием текста.
Скажите, пожалуйста, что это такое? – Форматирование текста – это изменение его внешнего вида (формата представления).
Вы знаете, что текстовый документ состоит из различных объектов. Назовите, пожалуйста, основные объекты текстового документа
- Символ
- Абзац
- Страница
- Документ
Сегодня нас будут интересовать объекты символ и абзац.
Назовите свойства объекта символ, и как их можно изменить.
Изменить – меню Формат – Шрифт.
Свойства – шрифт (название), размер, начертание и цвет.
Назовите свойства объекта абзац:
- Выравнивание (по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине)
- Вид первой строки (обычный; отступ (красная строка); выступ)
- Отступы – абзаца от поля страницы
- Интервалы (между абзацами; сверху (перед); снизу (после))
Дополнительные свойства можно установить на вкладке “Положение на странице”
II этап. Задание: на экране с помощью проектора текст “Основные лекарственные средства” (Приложение 1.doc).
Сейчас этот документ выглядит довольно-таки скучно. Глазу не за что зацепиться. А между тем, это справочник по лекарственным средствам. В этом тексте есть название самого текста, название лекарственной группы, название конкретного лекарства, названия характеристик этих лекарств. Необходимо оформить различные элементы этого текста специальным образом так, как указано в задании:
Оформите текст, по следующим правилам:
Название текста (Заголовок 1) – Arial, 18 пт, полужирный, по центру, Цвет шрифта: Зеленый, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Название лекарственной группы (Заголовок 2) – Arial, 14 пт, полужирный курсив, по левому краю, Цвет шрифта: Синий, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Название лекарства (Заголовок 3) – Arial, 13 пт, полужирный, по левому краю, Цвет шрифта: Вишневый, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Название характеристики лекарств (Заголовок 4) – Arial, 14 пт, полужирный, по левому краю, Цвет шрифта: Коричневый, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Выполните, пожалуйста, это задание на своих компьютерах: исходный текст находится в папке Мои документы\Тексты\Приложение 1.doc, скопируйте его в папку Мои документы и выполните форматирование данного текста.
(Выполнение задания 10 минут)
III этап. Заканчивайте, пожалуйста, не закрывайте ваш документ, мы еще продолжим работу с ним, садитесь за парты.
Давайте обсудим, что у вас получилось? Вряд ли кто за отведенное время смог выполнить все задания, но, несмотря на это, давайте обсудим, как вы выполнили это задание:
Существует несколько способов выполнения этой задачи:
1-способ: выделим какой-нибудь элемент, например, название лекарства (корень валерьяны) и устанавливаем все заданные свойства, затем переходим к следующему элементу и т.д.
2-способ: выделяем какой-нибудь элемент, а затем, используя клавишу CTRL, выделяем другие элементы, входящие в эту группу и всем им задаем свойства.
Существуют и другие способы выполнения этого задания.
IV этап. Но используя эти средства Вы не смогли за отведенное время выполнить это задание. Почему?
- наверное потому, то мы чего-то еще не знаем.
- правильно
V этап. Вы заметили, что в тексте существуют элементы, которые имеют одинаковые свойства, более того, в задании я вам прямо указала, на эти элементы. Мы хотим, чтобы эти фрагменты были оформлены в едином стиле. Чтобы добиться этого во многих системах обработки текстов в том числе и в текстовом процессоре Word существует инструмент, который так и называется “Стиль”.
Запишите, пожалуйста, тему урока:
“Стиль форматирования текстового документа”
Запишите определение: Стиль – это набор всех параметров форматирования.
Прежде чем дать вам этот текст, я с ним немного поработала и каждому заголовку присвоила свой стиль, например, Название текста – это Заголовок I уровня и в окошке “Стили” можно увидеть это имя. Название лекарственной группы – Заголовок II уровня, название лекарства – Заголовок III уровня, название характеристики лекарства – Заголовок IV уровня, текст, не принадлежащий ни к каким заголовкам, имеет стиль – Обычный.
VI этап. Для работы со стилями в меню Формат существует пункт “Стили и форматирование”, при выборе которого откроется одновременное окошко “Стили и форматирование”. В этом окошке перечислены все имеющиеся в вашем документе стили и выделен стиль абзаца, в котором в данный момент находится курсор (или стиль выделенного абзаца). Если мы к нему подведем курсор, то нам покажут, какие свойства сейчас у данного стиля. Если они нас не устраивают, то, нажав на кнопочку “выпадающего меню”, мы можем в нем выбрать пункт “Исправить”. При этом открывается окошко “Изменение стиля” в котором мы можем установить необходимые свойства. После нажатия кнопки “ОК” мы:
- изменим выбранный стиль
- выделенный абзац принял нужный нам вид
- все элементы текста, принадлежащие к этому стилю, приняли этот вид
VII этап. Сейчас закройте его без сохранения, откройте еще раз и выполните задание с учетом различных стилей.
VIII этап. Итоги.
Мы познакомились со стилями оформления текста.
Чем удобны стили? – тем, что при изменении параметров стиля весь текст, на который наложен данный стиль, будет переформатировании в соответствии с новыми установками.
Если вы хотите, чтобы все заголовки документа выглядели одинаково, вы должны заранее задать параметры стиля заголовка, а затем присвоить стиль каждому заголовку.
Таким образом, Стиль – сохраняется под своим именем, позволяет единообразно оформить документ, упрощает процесс форматирования.
IX этап. Д/з. В папке лежит текст Приложение 2.doc - это продолжение этого справочника, который мы с вами оформляли сегодня. Оформите, пожалуйста, его так же, как и первый текст.
На следующем уроке мы научимся делать автоматическое оглавление текста.