Цели:
- Дать понятие, что такое мышцы.
- Показать какие мышцы образуют мышечную систему, как работают, какое имеют значение, зачем их надо тренировать.
- Дать представление о том, что такое мимические мышцы, какого их значение и почему они получили такое название.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Закрепление пройденного. Проверка знаний.
- Над какой большой темой мы работали на прошлых уроках? (“Тело человека”)
- С какой частью человеческого организма мы уже знакомы? (С опорно-двигательной системой)
- Почему опорно-двигательная система получила такое название? (Опора мышцам, движение)
- Из каких частей состоит скелет? (Позвоночник, череп, грудная клетка, кости конечностей)
Теперь проверим свои знания. (Дети разделены на группы: 1-звёздочки, 2-квадраты, 3-треугольники)
- кроссворды
- карточки
- тесты
Тест (проводится с использованием компьютера)
1. У родившегося человека позвоночник:
а. Прямой
б. Кривой
в. С изгибами
2. Кости черепа соединены:
а. Подвижно
б. Неподвижно
в. Полуподвижно
3. Масса скелета от всего тела составляет:
а. Половину
б. 1/8 часть
в. Почти всю
4. Прочные соединения обеспечивают:
а. Суставы
б. Отростки и выступы
5. Изменения роста человека утром и вечером зависит:
а. Кости мягкие, легко принимают нужную форму
б. Хрящевые диски наполняются за ночь водой и питательными веществами и становятся толще
6. Из скольки костей состоит каждый палец?
а. 3
б. 4
в. 5
7. Объём грудной клетки может увеличиваться и уменьшатся благодаря:
а. Полуподвижному соединению
б. Способности позвоночнику пружинить
в. Мягкости кости
Вопросы к кроссворду:
- Обеспечивает подвижное соединение костей.
- Состоят из органических и минеральных веществ. Очень прочные.
- Отдел скелета, защищающий мозг.
- Составная часть грудной клетки.
- Часть скелета руки.
- Часть скелета ноги.
Карточки:
Покажи стрелками, для чего служат эти части скелета.
Череп | Создаёт опору всему скелету |
Плечевой пояс | Защищает головной мозг |
Грудная клетка | Обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем |
Позвоночник | Даёт опору внутренним органам |
Тазовый пояс | Обеспечивает прочность и подвижность ноги |
Скелет ноги | Защищает сердце и лёгкие |
3. Итог проверки (загадки ко всем)
1. Очень прочен и упруг – рёбрам он надёжный друг. (позвоночник)
2. Образуют они клетку, внешне выглядят жилеткой. (рёбра)
3. 14 братьев у этой девчины, прочна и надёжна не хуже плотины. (грудина)
4. На спине вдвоём живём, потрудились – отдохнём, дальше тяжесть понесём. (лопатки)
4. Переход к теме:
Как по другому называют опорно-двигательную систему? (Костно-мышечная система)
Какой будет тема урока? (Мышцы)
Кто знает, что означает слово “мышцы”? ( происходит от слова “мышь”, а мускулус – лат. – мышонок)
Показываю на плакате – прижалась как мышь к полу, бегает как мышонок, когда “ходит” под кожей.
5. Изучение новой темы (презентация)
Сегодня на уроке вам предстоит узнать: (план )
1. Что такое мышцы? Какие мышцы образуют мышечную систему?
(работают с текстом учебника, заполняя таблицу)
|
||
Название органа | Строение органа | Значение и функции |
2. Как работают мышцы и где расположены самые сильные, почему?
(Работая с тексом учебника, выполняют задания “Закончи предложения”)
Как прикрепляются мышцы к костям, как осуществляется движение?
(Арт-мимисты, разыгрывают сценку, изучив материал на странице 42)
6. Проверка работы групп. Итог.
(Дети к уроку принесли картины, плакаты с изображением тел людей, занимающихся спортом)
Ответы на вопросы:
- Почему по разному выглядят люди?
- Тело какого человека нравится больше, почему?
- Что для этого надо делать?
- Что такое мышцы, почему так называются?
- Почему люди предпочитают носить тяжести на спине?
- Достаточно ли одной мышцы, чтобы заставить нормально двигаться кости, соединённым в суставе?
- Почему некоторые люди могут долго работать и не уставать?
Решение кроссворда (на доске составляется всем классом)
7. Рефлексия
За что бы вы могли похвалить себя?
А меня?
Чьи ответы вам понравились больше всего?