Цель: Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная), со значением её для жизнедеятельности человека и живой природы.
Задачи:
- Активизировать наглядно–образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды.
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.
- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Словарь и грамматика:
- Активизировать в речи слова прилагательные и глаголы; использовать их в речи детей.
Словарная работа
- жидкая,
- прозрачная,
- безвкусная,
- бесцветная.
Материал к занятию:
- Кукла Маришка,
- Емкости, наполненные водой (ведерко, тазик),
- Емкости для экспериментирования (стаканчики, чашечки, баночки),
- Пипетки,
- Счетные палочки,
- Салфетки,
- Магнитофон с аудиозаписью для проведения подвижных игр.
Ход занятия
1. Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).
2. Повторение предыдущего материала.
Игра “ Что сначала, что потом”.
П.: Ребята, давайте вспомним, что мы делаем утром, когда просыпаемся. А помогут нам вспомнить картинки – “помогалочки”.
(Во время беседы педагог выставляет сюжетные картинки, отображающие действия людей в разное время суток: утро, день, вечер, ночь).
П.:
Наступило утро.
Вы проснулись.
А потом?
Д.: Потянулись.
П.:
Рано утром мы проснулись,
Сладко, сладко потянулись.
Что же делаем потом?
Д.: Умываемся.
П.:
Сразу в ванну мы бегом,
Умываемся потом.
А потом?
Д.: Делаем зарядку.
П.:
Стали делать мы зарядку,
Упражненья по порядку.
А потом?
Д.: Одеваемся.
П.: Оделись чисто. А потом?
Д.: Садимся есть; едим; завтракаем...
П.: Ели дружно за столом.
Вдруг слышится голос:
- Не хочу мыться, не буду. Ай, ой, плохая водичка. (Запись на магнитофоне)
П.: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то за дверью кричит. Давайте посмотрим.
(Открываем дверь, а за дверью стоит Кукла-“замарашка”)
П.: Посмотрите, кто к нам пришел? Как тебя зовут?
Кукла (педагог): Меня зовут Маришка. И вообще я не к вам пришла.
Я от бешеной мочалки
Убегаю как от палки.
А от мыла босиком
Я помчалась прямиком.
- Я боюсь водички. Я не хочу мыться, водичка злая.
П.: Ну, ты же грязная.
Кукла (педагог): Ну и что, что грязная. А мне может быть так нравится ходить.
П.: Ребята, наверное, Маришка ничего не знает про водичку и поэтому её боится. Как вы думаете, она злая или добрая?
Д.: Добрая.
П.: Её нужно боятся?
Д.: Нет.
П.: Что нужно сделать, чтобы Маришка не боялась водички?
Д.: Потрогать, познакомится, помыть, умыть…
П.: Правильно, чтобы узнать, какая водичка, её нужно рассмотреть и с ней подружится. Ребята, как вы думаете, если мы Маришку познакомим с водичкой, расскажем про неё, может быть, она не будет воды боятся?
Д.: Нет, не будет.
П.: Вы согласны, что Маришку нужно познакомить с водичкой?
Что мы будем делать?
Д.: Знакомить Маришку с водичкой.
П.: Маришка, у нас есть водичка только ты, пожалуйста, её не бойся.
(Педагог вносит ведёрко с водичкой).
3. Изучение нового материала.
Знакомство с водичкой.
П.: Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь.
(Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)
П.: Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки?
Д.: Капельки.
П.: Правильно, водичка состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой “разговаривать”, журчать. Послушайте, как журчит водичка.
(Звучит музыка из серии “ Голоса природы” “Ручеёк”.)
П.: Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё. Здравствуй, водичка. Здравствуй, водичка. Вот какая она добрая, ласковая, а ты, Маришка, боишься её.
(Дети здороваются с водичкой и вытирают руки о салфетку.)
П.: Ребята, водичка холодная или теплая?
Д.: Холодная.
П.: Эта водичка холодная. А какая вода ещё бывает?
Д.: Тёплая вода, горячая, кипяток.
П.: Как можно получить тёплую воду?
Д.: Нагреть её.
П.: А горячую?
Д.: Ещё нагреть.
П.: А кипяток?
Д.: Ещё сильнее нагреть, чтобы она закипела.
П.: Как нужно обращаться с горячей водой, кипятком?
Д.: Осторожно.
П.: Почему?
Д.: Можно получить ожог.
П.: Ну, вот с водичкой мы поздоровались, а теперь превратимся в маленькие капельки и поиграем.
Физминутка “Капельки” (Приложение 2)
(После окончания физминутки, дети садятся за столы и продолжают знакомиться с водичкой.)
Вода жидкая.
П.: Ребята, а водичку можно перелить куда-нибудь. Например, вот в эту банку или стакан?
Д.: Можно.
(Педагог переливает воду из ведёрка в банку, из банки в стакан.)
П.: Почему её можно переливать?
Д.: Потому что она жидкая.
П.: Правильно, вода жидкая, поэтому мы её можем переливать из одного сосуда в другой.
- Ребята, Маришка маленькая, и чтобы она запомнила какая водичка, мы будем показывать ей картинки – “помогалочки”. Например, вы сказали, что вода жидкая, вот картинка – “помогалочка” (Рисунок 1), на которой изображено, что вода жидкая.
(Педагог показывает картинку - “помогалочку” <Рисунок 1> и помещает на доску.)
Рисунок 1
Вода не имеет вкуса.
П.: Ребята, интересно, а какая вода на вкус?
(Педагог предлагает детям попробовать водичку из своих стаканчиков).
Д: Вкусная….
Педагог предлагает посыпать в водичку сахар и размешать ее.
П.: Давайте попробуем ее. Какая теперь водичка?
(Дети пробуют воду и отвечают)
П.: Как вода стала сладкой?
Д.: Мы посыпали в нее сахар.
П.: А если мы посыплем в водичку соль? Она так же станет сладкой?
Дети совместно с педагогом насыпают в воду соль, размешивают ее и пробуют воду на вкус. Делают вывод, что вода стала соленой, после того как в нее добавили соль.
(Педагог совместно с детьми вспоминают, какая была вода до того как в нее насыпали сахар и соль. Опираясь на ответы детей, педагог делает вывод, что вода без вкуса, если в нее ничего не добавлять. И помещает на доску картинку – помогалочку <Рисунок 2>, на которой изображено, что вода не имеет вкуса).
Рисунок 2
Вода бесцветная.
П.: Ребята, посмотрите внимательно на водичку, она имеет цвет?
Д.: Да она белая.
(Педагог ставит перед детьми два одинаковых стаканчика. В одном налито молоко, в другом – вода).
П.: Молоко, какого цвета?
Д.: Белого.
П.: Водичка тоже белая?
Д.: Нет.
П.: Какого цвета водичка?
Д.: Никакого, бесцветная.
П.: Значит, водичка бесцветная, она никакого цвета не имеет.
(Педагог помещает на доску картинку – помогалочку <Рисунок 3>, на которой изображено, что вода бесцветная).
Рисунок 3
Вода прозрачная.
П.: Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли здесь прозрачные предметы, т. е. это предметы, через которые можно что-то увидеть?
Д.: Стекло.
П.: А как вы думаете, вода прозрачная?
Д.: Нет, не прозрачная; прозрачная…
(Педагог предлагает детям опустить цветную палочку в стаканчик с водой. Сам проделывает тоже самое).
П.: Вы видите палочку?
Д.: Да.
П.: А сейчас я палочку опущу в стаканчик с молоком. Вы видите палочку?
Д.: Нет.
П.: Посмотрите, как интересно, через воду мы видим палочку, а через молоко – нет. Значит, вода прозрачная, через неё можно увидеть предметы. Вот картинка – помогалочка (Рисунок 4), на которой изображено, вода прозрачная.
Рисунок 4
(Педагог показывает картинку – “помогалочку” <Рисунок 4> и помещает на доску).
4. Закрепление.
П.: Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте, напомним Маришке, какая она. А помогут нам картинки – “помогалочки” (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>) .
(Дети с помощью картинок – “помогалочек” вспоминают, что вода жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).
П.: Маришка, ты теперь не боишься водички?
Кукла (педагог): Нет, не боюсь. Ребята, а зачем нужна вода?
Д.: Чтобы пить, есть варить, умываться, мыться…
П.:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
- Как вы думаете, нужно беречь воду? Как?
Д.: Закрывать кран.
П.: Правильно, если вода капает, то она ударяется о ванну и плачет, ей больно, а если она наливается в кастрюлю, в чайник, то она пользу приносит.
Кукла (плачет): Все умываются, и котята, и утята.
Я одна не умывалась
И грязнулею осталась.
П.: Ты, Маришка, не расстраивайся. Мы тебе поможем умыться. Главное, что ты многое узнала про воду и теперь её не боишься.
(Педагог предлагает детям на игровом часе умыть Маришку).