Конспект интегрированного занятия для детей 4-летнего возраста (ознакомление с окружающим,экспериментированием). Тема "Вода и её свойства"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная), со значением её для жизнедеятельности человека и живой природы.

Задачи:

  1. Активизировать наглядно–образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.
  3. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Словарь и грамматика:

  1. Активизировать в речи слова прилагательные и глаголы; использовать их в речи детей.

Словарная работа

  • жидкая,
  • прозрачная,
  • безвкусная,
  • бесцветная.

Материал к занятию:

  1. Кукла Маришка,
  2. Емкости, наполненные водой (ведерко, тазик),
  3. Емкости для экспериментирования (стаканчики, чашечки, баночки),
  4. Пипетки,
  5. Счетные палочки,
  6. Салфетки,
  7. Магнитофон с аудиозаписью для проведения подвижных игр.

Ход занятия

1. Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).

2. Повторение предыдущего материала.

Игра “ Что сначала, что потом”.

П.: Ребята, давайте вспомним, что мы делаем утром, когда просыпаемся. А помогут нам вспомнить картинки – “помогалочки”.

(Во время беседы педагог выставляет сюжетные картинки, отображающие действия людей в разное время суток: утро, день, вечер, ночь).

П.:

Наступило утро.
Вы проснулись.
А потом?

Д.: Потянулись.

П.:

Рано утром мы проснулись,
Сладко, сладко потянулись.
Что же делаем потом?

Д.: Умываемся.

П.:

Сразу в ванну мы бегом,
Умываемся потом.
А потом?

Д.: Делаем зарядку.

П.:

Стали делать мы зарядку,
Упражненья по порядку.
А потом?

Д.: Одеваемся.

П.: Оделись чисто. А потом?

Д.: Садимся есть; едим; завтракаем...

П.: Ели дружно за столом.

Вдруг слышится голос:

- Не хочу мыться, не буду. Ай, ой, плохая водичка. (Запись на магнитофоне)

П.: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то за дверью кричит. Давайте посмотрим.

(Открываем дверь, а за дверью стоит Кукла-“замарашка”)

П.: Посмотрите, кто к нам пришел? Как тебя зовут?

Кукла (педагог): Меня зовут Маришка. И вообще я не к вам пришла.

Я от бешеной мочалки
Убегаю как от палки.
А от мыла босиком
Я помчалась прямиком.

- Я боюсь водички. Я не хочу мыться, водичка злая.

П.: Ну, ты же грязная.

Кукла (педагог): Ну и что, что грязная. А мне может быть так нравится ходить.

П.: Ребята, наверное, Маришка ничего не знает про водичку и поэтому её боится. Как вы думаете, она злая или добрая?

Д.: Добрая.

П.: Её нужно боятся?

Д.: Нет.

П.: Что нужно сделать, чтобы Маришка не боялась водички?

Д.: Потрогать, познакомится, помыть, умыть…

П.: Правильно, чтобы узнать, какая водичка, её нужно рассмотреть и с ней подружится. Ребята, как вы думаете, если мы Маришку познакомим с водичкой, расскажем про неё, может быть, она не будет воды боятся?

Д.: Нет, не будет.

П.: Вы согласны, что Маришку нужно познакомить с водичкой?

Что мы будем делать?

Д.: Знакомить Маришку с водичкой.

П.: Маришка, у нас есть водичка только ты, пожалуйста, её не бойся.

(Педагог вносит ведёрко с водичкой).

3. Изучение нового материала.

Знакомство с водичкой.

П.: Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь.

(Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)

П.: Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки?

Д.: Капельки.

П.: Правильно, водичка состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой “разговаривать”, журчать. Послушайте, как журчит водичка.

(Звучит музыка из серии “ Голоса природы” “Ручеёк”.)

П.: Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё. Здравствуй, водичка. Здравствуй, водичка. Вот какая она добрая, ласковая, а ты, Маришка, боишься её.

(Дети здороваются с водичкой и вытирают руки о салфетку.)

П.: Ребята, водичка холодная или теплая?

Д.: Холодная.

П.: Эта водичка холодная. А какая вода ещё бывает?

Д.: Тёплая вода, горячая, кипяток.

П.: Как можно получить тёплую воду?

Д.: Нагреть её.

П.: А горячую?

Д.: Ещё нагреть.

П.: А кипяток?

Д.: Ещё сильнее нагреть, чтобы она закипела.

П.: Как нужно обращаться с горячей водой, кипятком?

Д.: Осторожно.

П.: Почему?

Д.: Можно получить ожог.

П.: Ну, вот с водичкой мы поздоровались, а теперь превратимся в маленькие капельки и поиграем.

Физминутка “Капельки” (Приложение 2)

(После окончания физминутки, дети садятся за столы и продолжают знакомиться с водичкой.)

Вода жидкая.

П.: Ребята, а водичку можно перелить куда-нибудь. Например, вот в эту банку или стакан?

Д.: Можно.

(Педагог переливает воду из ведёрка в банку, из банки в стакан.)

П.: Почему её можно переливать?

Д.: Потому что она жидкая.

П.: Правильно, вода жидкая, поэтому мы её можем переливать из одного сосуда в другой.

- Ребята, Маришка маленькая, и чтобы она запомнила какая водичка, мы будем показывать ей картинки – “помогалочки”. Например, вы сказали, что вода жидкая, вот картинка – “помогалочка” (Рисунок 1), на которой изображено, что вода жидкая.

(Педагог показывает картинку - “помогалочку” <Рисунок 1> и помещает на доску.)

Рисунок 1

Вода не имеет вкуса.

П.: Ребята, интересно, а какая вода на вкус?

(Педагог предлагает детям попробовать водичку из своих стаканчиков).

Д: Вкусная….

Педагог предлагает посыпать в водичку сахар и размешать ее.

П.: Давайте попробуем ее. Какая теперь водичка?

(Дети пробуют воду и отвечают)

П.: Как вода стала сладкой?

Д.: Мы посыпали в нее сахар.

П.: А если мы посыплем в водичку соль? Она так же станет сладкой?

Дети совместно с педагогом насыпают в воду соль, размешивают ее и пробуют воду на вкус. Делают вывод, что вода стала соленой, после того как в нее добавили соль.

(Педагог совместно с детьми вспоминают, какая была вода до того как в нее насыпали сахар и соль. Опираясь на ответы детей, педагог делает вывод, что вода без вкуса, если в нее ничего не добавлять. И помещает на доску картинку – помогалочку <Рисунок 2>, на которой изображено, что вода не имеет вкуса).

Рисунок 2

Вода бесцветная.

П.: Ребята, посмотрите внимательно на водичку, она имеет цвет?

Д.: Да она белая.

(Педагог ставит перед детьми два одинаковых стаканчика. В одном налито молоко, в другом – вода).

П.: Молоко, какого цвета?

Д.: Белого.

П.: Водичка тоже белая?

Д.: Нет.

П.: Какого цвета водичка?

Д.: Никакого, бесцветная.

П.: Значит, водичка бесцветная, она никакого цвета не имеет.

(Педагог помещает на доску картинку – помогалочку <Рисунок 3>, на которой изображено, что вода бесцветная).

Рисунок 3

Вода прозрачная.

П.: Ребята, посмотрите вокруг. Есть ли здесь прозрачные предметы, т. е. это предметы, через которые можно что-то увидеть?

Д.: Стекло.

П.: А как вы думаете, вода прозрачная?

Д.: Нет, не прозрачная; прозрачная…

(Педагог предлагает детям опустить цветную палочку в стаканчик с водой. Сам проделывает тоже самое).

П.: Вы видите палочку?

Д.: Да.

П.: А сейчас я палочку опущу в стаканчик с молоком. Вы видите палочку?

Д.: Нет.

П.: Посмотрите, как интересно, через воду мы видим палочку, а через молоко – нет. Значит, вода прозрачная, через неё можно увидеть предметы. Вот картинка – помогалочка (Рисунок 4), на которой изображено, вода прозрачная.

Рисунок 4

(Педагог показывает картинку – “помогалочку” <Рисунок 4> и помещает на доску).

4. Закрепление.

П.: Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте, напомним Маришке, какая она. А помогут нам картинки – “помогалочки” (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>) .

(Дети с помощью картинок – “помогалочек” вспоминают, что вода жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).

П.: Маришка, ты теперь не боишься водички?

Кукла (педагог): Нет, не боюсь. Ребята, а зачем нужна вода?

Д.: Чтобы пить, есть варить, умываться, мыться…

П.:

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

- Как вы думаете, нужно беречь воду? Как?

Д.: Закрывать кран.

П.: Правильно, если вода капает, то она ударяется о ванну и плачет, ей больно, а если она наливается в кастрюлю, в чайник, то она пользу приносит.

Кукла (плачет): Все умываются, и котята, и утята.

Я одна не умывалась
И грязнулею осталась.

П.: Ты, Маришка, не расстраивайся. Мы тебе поможем умыться. Главное, что ты многое узнала про воду и теперь её не боишься.

(Педагог предлагает детям на игровом часе умыть Маришку).